03-12-12 / 2012
Новости отрасли
После кризиса возможность выхода на IPO осталась, но о максимальных ценах пришлось забыть. По максимуму разместился только Globaltrans

Управленческие технологии так же подвержены влиянию моды, как костюмы или автомобили. бизнесмены увлекаются новыми веяниями, а потом переключаются на другие хиты. Мы проследили за витками управленческой моды.

На волне роста бизнеса компании искали длинные и дешевые деньги на развитие. Например, брали кредиты под гарантии экспортно-импортных кредитных агентств, занимали деньги в ЕБРР и IFC. С 2001-го по 2011 год ЕБРР профинансировал в России 714 проектов на сумму 15,6 млрд евро.

Самым доступным инструментом стали рублевые облигационные займы: не требовалось ни залогов, ни МСФО. В 2007-м на биржах было размещено облигаций на 495 млрд руб., при этом 30% бумаг приходилось на девелоперов, мелких ритейлеров и т. д. В кризис, правда, компании третьего эшелона подпортили репутацию дефолтами по облигациям, и путь на долговой рынок для них был закрыт.

В 2000-х годах российский бизнес открыл для себя публичный рынок акционерного капитала: IPO и SPO. Но сначала приходилось приводить в порядок структуру собственности, систему управления, платить комиссию инвестбанкам. В середине 2000-х она составляла 8% объема эмиссии (сейчас — 0,5-3%). Рекордным стал 2007 год, когда 26 компаний во главе с ВТБ и Сбербанком собрали с рынка $23,6 млрд. Всего же в 2006-2011 годы прошли 115 размещений на $62,7 млрд. Самыми популярными площадками были ММВБ и LSE. А, например, "Русал" в 2010 году продал свои акции в Гонконге. Некоторые компании провели даже по нескольку размещений (сначала IPO, потом SPO). Так, "Магнит" выходил на биржу четыре раза. После кризиса возможность выхода на IPO осталась, но о максимальных ценах компаниям пришлось забыть. В 2009-2010 годах по максимуму разместился только Globaltrans, остальные собрали меньше, чем рассчитывали. В 2010-2012-м на IPO и SPO вышли новые игроки: перевозчики, ИТ-компании, сеть медицинских клиник и даже интернет-магазин. Удачными оказались первые IPO российских интернет-компаний "Яндекс" и Mail.ru — на $1,3 млрд и $912 млн соответственно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Секрет Фирмы03.12.12Модные штучки
Коммерсант.ru03.12.12Модные штучки