05-10-21 / 2021
Новости отрасли
После 2030 года погрузка угля на сети начнет снижаться

По прогнозам, по итогам 2022 года погрузка каменного угля составит 394 млн т, по итогам 2025-го – 405 млн т. Динамика погрузки после 2030 года будет демонстрировать отрицательный рост. Анализ рыночной конъюнктуры и прогноз по основным номенклатурным группам сегодня на транспортно-логистическом форуме "Грузовая панорама", организованном редакцией журнала РЖД-Партнер, представила вице-президент ЦСР Татьяна Горовая. Она напомнила, что погрузка каменного угля зависит от спроса зарубежных стран. Крупнейшим импортером угля является Китай. Объем потребления данного полезного ископаемого в Китае в 2018 году составлял 2,8 трлн т. В настоящее время доля угля в китайском энергобалансе составляет около 56%. Вместе с тем к 2025 году предполагается доведение доли угля в энергобалансе до 20%.

"Немаловажными с точки зрения перспектив потребления угля являются заявления Китая о достижении пика выбросов парниковых газов до 2030 года и стремление к углеродной нейтральности к 2060-му. То есть мы понимаем, что с 2026 года начнется существенное сокращение потребления угля", – комментирует Т. Горовая.

По различным международным прогнозам, в частности прогнозу Международного энергетического агентства, к 2030 уровень потребления угля будет падать на 2%. И к 2040 году по отношению к 2030 году на 1% ежегодно. Т. Горовая называет показатели в 1% существенными.

Второй крупный участник по объемам производства и потребления – Индия – тоже заявляет намерения сократить потребление угля на 35%. Вместе с тем Индия зависима от импорта угля, поэтому ЦСР предполагает, что существенного сокращения до 2030 года в части отгрузки угля непосредственно из РФ не предвидится.

"Япония и Южная Корея, входящие в пятерку крупнейших импортеров угля, на протяжении нескольких лет занимаются активной проработкой вопроса достижения углеродной нейтральности. Страны ЕС за последние 10 лет демонстрируют тенденцию к сокращению объемов потребления угля, заявив амбициозную коллективную климатическую цель – снижение объемов потребления к 2030 году по сравнению с 1990-м на 55%", – отмечает спикер.

Все эти вопросы, а именно стратегия низкоуглеродной нейтральности, активно обсуждаются и в правительстве РФ. В частности, на повестке дня сегодня стоят вопросы о том, какие объемы погрузки ожидать на железной дороге в связи с этими планами, и главное, как стоит развивать инфраструктуру.

"Принимая во внимание данную тенденцию, начиная с 2022 года все же продолжается наращивание объемов добычи каменного угля и объемов инвестиций на реализацию проектов по развитию месторождений (в Хакасии и Якутии). Погрузка каменного угля на сети РЖД в 2022 году ожидается на уровне 394 млн т и в среднесрочной перспективе – до 2030 года – 400-409 млн т. То есть к 2030 году существенных кардинальных изменений не планируется, а после 2030-го, с учетом внешней конъюнктуры и с учетом наших заявлений, очевидно, что рынок будет падать", – поясняет Т. Горовая.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер05.10.2021