07-12-23 / 2023
Новости отрасли
Порядок погрузки лесных грузов требует доработки

Из-за неприема круглого леса к перевозкам за границу произошло затоваривание лесных площадок в Сибири и на Дальнем Востоке.

За пилматом не заметили леса

Как известно, государство решило поддержать оказавшихся в сложной экономический ситуации лесопромышленников, скорректировав порядок очередности перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Напомним, президентом РФ в феврале 2023 года утвержден перечень поручений по поддержке ЛПК. В частности, правительству совместно с ОАО "РЖД" надлежало пересмотреть вопрос допуска лесных грузов к транспортировке. Соответственно, были внесены изменения во Временные правила определения очередности перевозок. При определенных условиях лесопродукция теперь может получить приоритет в погрузке на лимитирующих направлениях.

Однако поначалу заявки ГУ-12 согласовывались в первую очередь крупным предприятиям российского ЛПК, которые располагают полным производственным циклом от заготовки до переработки древесины, в то время как небольшие компании-производители остались не у дел. В частности, не все экспортеры Сибири являются лесозаготовителями, производителями конечного продукта. А есть базодержатели, арендаторы участков леса, которые занимаются только заготовкой древесины.

В итоге приоритетных грузоотправителей начал определять Минпромторг РФ, основываясь на данные от региональных властей. Далее эта информация направлялась в ЦФТО.

В этом плане ситуация к настоящему времени значительно улучшилась, констатирует замминистра лесного хозяйства Красноярского края Александр Коробкин. Если в начале года со станций региона отправлялось порядка 4 тыс. вагонов в месяц, то сейчас – примерно 7,5-8 тыс., что позволяет перевозить 460 тыс. т груза.

Однако возникла проблема с вывозом круглого леса таких пород, как осина и береза (в отличие от хвойных и других ценных пород деревьев они разрешены к поставкам за рубеж). Согласно Временным правилам, приоритет в перевозке на экспорт получает продукция деревопереработки, кругляк к отправке перевозчик фактически не принимают.

"На железнодорожных тупиках уже скопление леса – порядка 400 тыс. куб. м. Кроме того, на местах, на нижних складах, по нашим данным, еще около 1 млн куб. м", – проинформировал А. Коробкин.

Аналогичная проблема сложилась в Хабаровском крае. "Да, с лесосеки берем всю продукцию, и осину и березу. Круглый лес отправлять не можем, хотя он разрешен [к экспорту], но план железнодорожный, ГУ-12 на него дают. И он бросается либо в тайге, либо затовариваются склады. У нас есть предприятия, которые остановили заготовку, потому что им некуда сбывать эту продукцию", – рассказал министр лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края Максим Гулько.

Он уточнил, что в сравнении с другими номенклатурами лесных грузов, объем такого кругляка в регионе относительно небольшой. Однако затоваривание складов не позволяет предприятиям ЛПК работать ритмично. К тому же брошенный лес – это убытки для лесников, и плохо с точки зрения экологии.

Дело не в том, что лесопромышленники не хотят перерабатывать данную древесину, уточнил А. Коробкин. Но, к примеру, сибирская береза имеет определенную кривизну, оборудование местных предприятий не позволяет ее нормально обрабатывать, тогда как Китай покупает такое сырье.

"Невозможно с лесосеки брать только то, что тебе нужно, – поясняет чиновник. – Чтобы соблюсти лесное законодательство, нужно забирать [на участке] все".

За баланс интересов

В регионах выступают за внесение необработанной древесины во Временные правила определения очередности перевозок. В то же время требуют решения и другие вопросы.

В качестве господдержки в этом году оказывалась серьезная помощь ЛПК Северо-Запада, в том числе для доставки продукции в Китай по сухопутным маршрутам через Восточный полигон. По словам М. Гулько, в каких-то случаях перевозка пиломатериалов в контейнерах за счет субсидирования логистических затрат делала экспорт лесопродукции из северо-западных регионов дешевле, чем у дальневосточных.

"Мы свое конкурентное преимущество, близость к границе, потеряли совсем. И в силу того, что себестоимость заготовки, переработки древесины [на Северо-Западе] ниже по объективным причинам, чем на Дальнем Востоке, то наша продукция на рынках Китая пользуется меньшим спросом и значительно потеряла в цене", – рассказал министр лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.

Здесь необходимо соблюсти баланс интересов.

Остается нерешенным и такой вопрос, как сушка экспортных лесоматериалов. На продукцию деревообработки при влажности более 22% идет таможенная пошлина. По мысли инициаторов этого нововведения, такая мера должна была стимулировать лесопромышленников больше экспортировать товаров добавленной стоимостью. Однако для широкого круга потребителей лесных грузов в Китая это не нужно, и российские экспортеры никаких бонусов при сбыте продукции не имеют, говорит М. Гулько, хотя и несут затраты на сушку.

"Есть предприятия, которые специально сушат материалы, например, для мебельного производства. Они имеют к цене своей продукции плюсом $20, это нормально. Но большинство отправителей сушат до 22%, чтобы не платить пошлину", – объяснил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер07.12.2023