17-02-14 / 2014
Новости отрасли
Порты - колосс на угольных ногах

Локомотивами роста грузооборота портов РФ по итогам года стали уголь и нефть, причем северо-западное направление уже второй год подряд по углю показывает лучшую динамику, чем ориентированное на рынки АТР дальневосточное.

Грузооборот. Рост грузооборота морских портов России в 2013 году по сравнению с показателем 2012 года замедлился - 3,9% против 5,6%. Всего операторы морских бассейнов в прошлом году перевалили 589 млн тонн грузов. Существенное замедление динамики наблюдается в перевалке сухих грузов (+1,6% против 7,3%), а вот в наливных - напротив, рост (+5,7%, против 4,3%).

В целом по итогам года экспортных грузов перегружено 460,1 млн тонн (+2,8%), импортных - 48,4 млн тонн (+7,3%), транзитных - 44,5 млн тонн (+4,6%), каботажных - 36 млн тонн (+13,2%).

Перевалка грузов в Арктическом бассейне выросла на 19,2%, до 46,2 млн тонн, Балтийском - на 4,2%, до 216 млн тонн, Дальневосточном - на 7,8%, до 144,8 млн тонн. Перевалка грузов в Азово-Черноморском бассейне сократилась на 1,3%, до 174,4 млн тонн, Каспийском - на 21,6%, до 7,86 млн тонн.

Среди сухих грузов наибольший прирост в процентном выражении показала перевалка угля - на 13,3%, до 101,1 млн тонн, грузов в контейнерах - на 4,1%, до 44,4 млн тонн, минеральных удобрений - на 24%, до 12,9 млн тонн, руды - на 2,8%, до 7,4 млн тонн и сахара - на 41,3%, до 1 млн тонн. В то же время уменьшилась перевалка генеральных грузов на 14% по всей номенклатуре.

В 2012 году показатели по чермету и зерну выросли по отношению к 2011 году на 4,8% и на 23,3% соответственно.

Перевалка наливных грузов в 2013 году показала рост по всей номенклатуре.

Уголь. Основным локомотивом роста сухих грузов уже второй год подряд остается уголь.

В абсолютных цифрах первенство по перевалке угля, бесспорно, остается за Дальним Востоком. Однако динамика роста у этого региона, ориентированного на развивающиеся рынки АТР, не самая лучшая по итогам 2013 года. Операторы Дальневосточного бассейна по итогам года увеличили перевалку угля на 13%, до 54,4 млн тонн. Грузооборот в Балтийском бассейне вырос на 21%, до 24 млн тонн. Неплохую динамику показывает и Арктический бассейн - рост на 9,5%, до 14,8 млн тонн. Чуть хуже в Азово-Черноморском бассейне - рост всего 3,1%, до 7,8 млн тонн.

В принципе в сохранении темпов увеличения по перевалке угля нет ничего удивительного. В этом году, по словам Олега Петропавловского из БКС, было запущено несколько разрезов энергетического и коксующегося угля. "Внутри России спрос, по сути, не растет, поэтому все мощности идут в основном на экспорт", - говорит эксперт. А экспорт - это в основном порты. К примеру, "СУЭК" хоть и не увеличил добычу по итогам года, но зато нарастил экспортные поставки на 9%, до 42,4 млн тонн.

Лидерство Балтийскому бассейну обеспечили сразу несколько стивидоров. В частности, грузооборот ОАО "Ростерминалуголь" (принадлежит "Кузбассразрезуглю") вырос на 7%, до 14,7 млн тонн, а ООО "Порт Высоцк" - и вовсе в 1,5 раза, до 4,9 млн тонн. Перевалка ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" (входит в UCL Владимира Лисина) увеличилась на 19%, до 3,4 млн тонн.

По словам Ирины Ступаченко из ФК "Открытие Капитал", во втором полугодии 2013 года порт Высоцк начал погрузку на большегрузные суда типа Panamax, что позволило не только увеличить объемы перевалки, но и расширить географию поставок российского угля. Ранее уголь из Высоцка направлялся преимущественно в Финляндию и Германию, сейчас в число грузополучателей также входят Великобритания, Бельгия, Голландия, Италия и Испания.

Рост Арктического бассейна обеспечивал в основном ОАО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП, совладелец "СУЭК"), который увеличил перевалку угля на 12,5%, до 13,09 млн тонн.

По дальнему востоку картина выглядит следующим образом: ЗАО Дальтрансуголь" (входит в "СУЭК") увеличил перевалку угля на 13,8%, до 13,7 млн тонн, ОАО "Порт Ванино" (под управлением "Мечела") - в 3,3 раза, до 3,8 млн тонн, ОАО "ЕвразНМТП" - на 57%, до 3,61 млн тонн.

А вот крупнейший угольный стивидор на Дальнем Востоке - ОАО "Порт Восточный" сократил перевалку угля на 1,3%, до 17,8 млн тонн. Снизил перевалку и ОАО "Торговый порт Посьет" (принадлежит "Мечелу") - на 9,3%, до 4,1 млн тонн.

Причина более медленного роста на Дальнем Востоке, по мнению О.Петропавловского, заключается в нехватке пропускных способностей железной дороги и дорогом ж/д тарифе. "Например, из Кузбасса возить на Дальний Восток стало практически невыгодно где-то в середине года после того, как РЖД подняли тариф на 7%, поэтому уголь пошел в Европу", - пояснил эксперт.

В текущем году О.Петропавловский также ожидает роста экспорта угля, поскольку объем потребления его в России падает. Однако говорить, что перевалка будет расти более динамично на западе, чем на востоке, пока рано. "В Европе есть один минус - там очень большая конкуренция по углю", - отмечает эксперт. Вероятно поэтому, инвесторы не спешат наращивать терминальные мощности в этом направлении. А вот перспективу восточного направления участники рынка поддерживают рублем - только в прошлом году ряд компаний анонсировали свои проекты на десятки миллионов тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс17.02.2014