04-12-14 / 2014
Новости отрасли
Порты хотят сохранить доллар

Инициатива президента России Владимира Путина рассмотреть вопрос о переходе портов на расчеты в рублях не нашла поддержки у части правительства и стивидорных компаний Путин по итогам совещания по развитию портов Азово-Черноморского бассейна (прошло в сентябре в Новороссийске) поручил премьеру Дмитрию Медведеву до 1 декабря «рассмотреть вопрос об обоснованности утверждения тарифов в иностранной валюте на стивидорные услуги в морских портах», говорится в материалах на сайте Кремля. Но из профильных ведомств за переход на расчеты в рублях - только Минэкономразвития.

Минэкономразвития направило в ФСТ предложение перейти на расчеты в рублях за перевалку, сообщил представитель министерства. Минтранс против: в большинстве портов тарифы сейчас не регулируются государством (см. врез), поэтому стивидорные компании сами принимают решение о валюте, в которой с ними рассчитываются клиенты, отмечает источник «Ведомостей», близкий к министерству. Представитель Минтранса лишь отметил, что министерство направило свою позицию в ФСТ. Представитель ФСТ не стал комментировать внутреннюю переписку. ФСТ поддержало Минтранс, знает источник, близкий к службе.

Позицию Минтранса и ФСТ по переходу на расчеты в рублях разделяет и гендиректор московского представительства Ассоциации морских портов России Александр Шиманский. Заставлять порты переходить на расчеты в рублях - это возврат к регулированию, заявил он «Ведомостям».

С начала года курс доллара к рублю вырос на 63%. Рост курса доллара по отношению к рублю, конечно, повышает доходность стивидорных компаний, основные издержки которых номинированы в рублях, говорит директор по развитию Portnews Надежда Малышева. Например, выручка портового дивизиона Fesco (включает Владивостокский морской торговый порт) за 10 месяцев в долларах снизилась на 6,2% до $50,6 млн, а в рублях выросла на 4% до 1,83 млрд руб., EBITDA в рублях снизилась на 4,5% до 1 млрд руб., в долларах - на 14% до $27,1 млн. Тарифы на перевалку экспортно-импортных грузов привязаны к курсу доллара, а тарифы на каботажные грузы (перевозка грузов между портами) рассчитываются в рублях, объясняет представитель Fesco.

Сами стивидорные компании также выступают против перехода на расчеты в рублях. «Переход на рублевые ставки может серьезно навредить портам и их клиентам как участникам внешнеторговой деятельности, где важен эквивалентный индикатор стоимости услуг и затрат потребителей этих услуг, продающих свою продукцию за валюту», - говорит представитель UCL Ports (входит в UCL Holding Владимира Лисина). За девять месяцев 2014 г. экспорт в общем грузопотоке через порты составил 91,8%, напоминает он.

Возможный переход на расчеты в рублях может увеличить затраты стивидорных компаний. «У всех портов есть валютные платежи, обусловленные техническим перевооружением с приобретением дорогостоящей перегрузочной техники и ее содержанием», - перечисляет представитель UCL Ports.

«Возможность получать выручку в валюте принципиально важна для тех компаний, которые имеют крупные долгосрочные валютные кредиты, взятые именно в расчете на эту выручку. Переход на рублевые тарифы в ситуации дальнейшего ослабления рубля приведет к увеличению стоимости обслуживания валютных кредитов для компаний. С другой стороны, валютные тарифы дают портам дополнительный запас прочности для удержания ставок на текущем уровне», - говорит представитель НМТП.

    ***   Как отпускали порты С начала 2013 г. ФСТ отменяет регулирование в российский портах. Это касается всех портов, кроме арктических. Первыми тарифы были дерегулированы у стивидорных компаний порта Санкт-Петербург - в 2010-2011 гг. в форме эксперимента, затем на постоянной основе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости04.12.2014