14-04-15 / 2015
Новости отрасли
Порты идут в рост

Грузооборот морских портов России за январь - март 2015 года увеличился на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го и составил 158,6 млн т.

Объем перевалки сухогрузов вырос на 3% и составил 65,2 млн т. Среди номенклатур, которые показали рост, одно из главных мест занимает уголь, чьи показатели увеличились на 2,4% и достигли 26,4 млн т. Рост спроса стал следствием увеличения потребности на российские энергоносители в странах Европы, Турции, а также за счет увеличения отгрузок в Китай, Японию, Южную Корею, другие страны АТР и на Тайвань. Кроме того, отечественные производители угля могут выйти на мировой рынок с более низким предложением, потеснив Австралию и Индонезию, считают аналитики АКГ "ЮИКЦ".

Показатели погрузки экспортно ориентированных номенклатур, таких как черные металлы, достигли 6,9 млн т (+10,4%), зерна - 5,1 млн т (+6,9%), минеральных удобрений - 3,5 млн т (+6,4%). Напомним, что этот рост обусловлен прежде всего сложившимися осенью тенденциями, связанными с девальвацией рубля по отношению к основным мировым валютам. В сегменте металлолома прирост произошел в основном за счет экспорта в страны дальнего зарубежья, а в сегменте черных металлов - вследствие роста экспорта стали.

Грузы на паромах выросли в 2 раза и поднялись до 3,5 млн т, прирост по этой категории в основном обусловлен направлениями Балтийск - Усть-Луга и Кавказ - Крымский федеральный округ.

Объем перевалки грузов в контейнерах сократился до 9,7 млн т (-13,3%), в основном из-за санкционного давления мирового сообщества. Кроме того, считают эксперты, идет переориентация грузов и увеличение товаропотока в направлении стран Азии.

Наливные грузы показали рост по всем позициям по итогам I квартала текущего года. В целом объем отгрузки составил 93,4 млн т, что на 13,5% выше, чем за 3 месяца 2014-го. Перевозка сырой нефти выросла до 51,5 млн т (+8,9%), нефтепродуктов - до 37,6 млн т (+22,1%) и сжиженного газа - до 3,5 млн т (+4,4%).

Начавшаяся в прошлом году тенденция снижения мировых цен на сырую нефть стимулировала ее переработку внутри России, ввиду этого возросла перевалка нефтепродуктов. Поэтому в ближайших планах - расширение маршрута "Север" (Кстово - Приморск). Еще одним перспективным направлением на будущий период станет перенаправление на российские терминалы потоков нефтепродуктов, которые производятся в России, но экспортируются через порты Латвии в Ригу и Вентспилс.

Экспорт сжиженного газа увеличился за счет роста торговли между Россией и Китаем. Перспективным направлением в этом плане является возведение новых мощностей, в частности, в портах Арктического бассейна.

Политическая ситуация простимулировала снижение показателей перевалки импортных грузов, а также дополнительный рост экспорта. Экспортных грузов перегружено 130,3 млн т, что на 10,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года, импортных грузов - 7,9 млн т (-20,1%), транзитных - 11,5 млн т (-5,9%), каботажных - 8,9 млн т (рост в 1,5 раза).

Значимым событием в отрасли стало существенное увеличение перевалки грузов через южные портовые терминалы. Показатели первых месяцев 2015 года подтвердили южный тренд. Азово-Черноморский бассейн вырос на 18,5%, Каспийский - на 7,8%. Относительно стабильную динамику показали терминалы Балтийского и Дальневосточного бассейнов - здесь объемы увеличились на 8 и 1,7% соответственно. Арктический бассейн потерял 3% по сравнению с I кварталом 2014 года.

Основная причина значительного увеличения грузооборота южных портов РФ - рост спроса на дешевеющее сырье и продукты первичной переработки из России, считает доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Леонид Шляпников. По его словам, тенденция роста грузооборота ожидаема и объемы перевалки продолжат расти. "Южные портовые мощности дают определенные преимущества по перевалке сырья и прочих массовых грузов из южных, центральных и сибирских регионов РФ. Они имеют большое значение для организации перевозки грузов между современными центрами производства и торговли - Азиатско-Тихоокеанским регионом, Европой, Северной и Латинской Америкой", - комментирует Л. Шляпников.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру14.04.2015