19-03-15 / 2015
Новости отрасли
Порты Балтии: от плюсовых итогов – к негативным прогнозам

Порты Балтии в 2014 году продемонстрировали неплохие результаты. За исключением латвийской Вентспилсской гавани, динамика была положительной. Ведущие морские комплексы региона активно конкурировали между собой не только за региональные грузопотоки, но и за общие с российскими портами грузы.

Плюсы на фоне грядущего замедления

Крупные порты Балтийского региона - Рига, Клайпеда, Таллин, Лиепая, Вентспилс - отработали прошлый год в хорошем темпе. Рига стала абсолютным лидером с 41,08 млн т грузов (+15,8%), за ней идет Клайпеда с 36,37 млн т (+8,8%). На третьей строчке - Таллин с 28,32 млн т (+0,3%), далее следует Вентспилс с 26,2 млн т (-8,9%). Завершает пятерку Лиепая с грузооборотом в 5,29 млн т (+9,5%). Грузообразующие потоки в этих гаванях - транзитные российские грузы, преимущественно нефть, нефтепродукты и уголь, которые до сих пор в значительных объемах экспортируются через балтийские порты. На долю стран Балтии приходится до 40% российского экспорта. Так, в период с мая по декабрь прошлого года в Риге, например, отмечен значительный прирост нефтеналивных грузов (+44,6%). Как считают латвийские эксперты, Россия в последнее время наращивает экспорт нефтепродуктов с целью пополнить бюджет на фоне снижающихся цен на нефть. Кроме того, в осенне-зимний период экспорт энергоресурсов традиционно увеличивается. Рижский порт становится лидером региона именно за счет перевалки больших объемов нефтепродуктовых и каменноугольных грузов. В Риге, к слову, в отличие от Таллина и Вентспилса, грузы на нефтеналивных терминалах подолгу не задерживаются, здесь не ориентированы на хранение и блендирование.

В отчетном периоде литовская Клайпеда наращивает объемы в основном за счет контейнерных грузов, минеральных удобрений и зерновых. Около половины тоннажа - грузы литовского происхождения. Если же рассматривать крупнейшую группу грузов порта, а это минеральные и натуральные удобрения, то около 75% из них имеют белорусское происхождение, остальная часть - литовский груз. Что касается контейнерных перевозок, то большая часть грузов доставляется в порт фидерными линиями из крупных европейских хабов. Затем контейнеры обрабатываются и экспортируются из порта по суше фурами или поездами направлением в Белоруссию. Литовские портовики отмечают, что это их крупнейший рынок сбыта: таким образом перевозится продовольствие, строительные материалы, негабаритные грузы, комплектующие для крупных производств. Кстати, в компании Klaipedos konteineriu terminalas уже несколько лет развивают направление по предоставлению услуг доставки негабаритных грузов для белорусских клиентов.

Таллинский и Вентспилсский порты несколько лет демонстрируют снижение перевалки российских энергоресурсов, и тенденция эта, по словам портовиков, устойчива. К уменьшению объемов, особенно в Таллине, были готовы заранее. Часть грузов, переваливаемых ранее в эстонских портах, благополучно перекочевала в Усть-Лугу и Приморск, в том числе и в свете стратегии "российские грузы - российским портам".

В целом же в регионе пока фиксируется положительная динамика. Стабильное лидерство в течение последних нескольких лет сохранияют Рига и Клайпеда; все без исключения порты вовлечены в острую борьбу за грузопотоки как между собой, так и с российскими портами. И пока латвийским гаваням удается удерживать свои позиции, по крайней мере в части перевалки энергоресурсов.

Тем не менее эксперты уже заговорили о негативном влиянии стагнации экономики: в Балтии оно станет особенно заметным в течение ближайшего времени. На снижение объемов перевалки повлияет не только планомерное перенаправление российского экспортного потока нефтепродуктов на свои порты, но и введение с января 2015 года новых требований MARPOL к судовому топливу на Балтике и, конечно, текущие антироссийские санкции и ослабление рубля. Среди прогнозов - немало пессимистичных. Не так давно министр сообщения Латвии Анрийс Матисс в одном из интервью сказал, что, по предварительным прогнозам, в текущем году перевозки латвийской железнодорожной компании Latvijas dzelzcels сократятся на 20%. При таком сценарии порты страны однозначно лишатся значительной части грузов.

Балтийский лидер

Рижский порт является ведущим не только в Латвии, но и среди портов стран Балтии. Эту позицию он занимает главным образом благодаря хорошим возможностям по обработке российского угля, светлых и темных нефтепродуктов. В латвийской столице пять терминалов по перевалке нефтепродуктов, три - угольных, развитая инфраструктура, достаточные глубины, высокая скорость оборачиваемости подвижного состава. По мнению российских клиентов балтийских гаваней, сервис, точность, скорость оформления документов и грузов играют решающую роль при выборе этих терминалов. Даже несмотря на то, что стоимость комплексной услуги подчас оказывается выше, чем транспортировка через порты РФ.

Так, по данным Рижского порта, в прошлом году перевалка самой большой группы грузов - угля - выросла на 6,4% (до 14,93 млн т), в отличие от Вентс¬пилса, где она просела на 21,1% (до 5,85 млн т), в связи с санкциями в адрес российского владельца груза и одновременно владельца терминала Baltic Coal Terminal. По мнению экспертов, позитивная динамика 2014-го в Риге обусловлена рыночной конъюнктурой на европейских угольных биржах, спросом на качественные российские угли. В течение года росли отгрузки партий направлением в Турцию и северо-западные порты Европы.

Кроме того, в прошлом году в порту резко увеличилась обработка наливных грузов (различных бензинов, дизельного топлива, керосина, вакуумного газойля) - на 44,6% (до 10,28 млн т). Как сообщает директор департамента по маркетингу Рижского порта Эдгар Суна, значительный рост наливных обусловлен введением в строй новых мощностей (резервуара для хранения светлых продуктов) компании Naftimpeks, через терминал которой экспортируются светлые нефтепродукты, а также компании BLB, специализирующейся на темных нефтепродуктах. Активный рост экспорта российских и отчасти казахстанских нефтепродуктов начался с августа и продолжается до сих пор, что традиционно для этого сегмента грузов.

Последние несколько лет наливные грузы в Риге составляли треть грузопотока, сейчас - почти половину. По мнению члена правления Рижского порта Виестура Силениекса, пока в России ощущается нехватка железнодорожных мощностей и подъездных путей к портам, а также наблюдается низкая оборачиваемость вагонов в портах, все это также создает предпосылки для перенаправления части грузов на Латвию.

Растущий грузооборот в сегменте химических грузов (+80%, до 2,54 млн т, за январь - декабрь) обусловлен запуском терминала по обработке минеральных удобрений Riga fertilizer terminal, который ввели в эксплуатацию в конце позапрошлого года. Он построен в рамках проекта, реализованного ОАО "ОХК "Уралхим" совместно с предприятием "Рижский торговый порт" (Rigas tirdzniecibas osta, RTO). Дивиденды порту, который в прошлом году установил рекорд по грузообороту, начали приносить и другие многомиллионные инвестиции в развитие инфраструктуры.

Санкционный удар

Вентспилс стал единственным портом, ощутившим последствия антироссийских санкций в полной мере, и единственным среди гаваней на Балтике, чьи итоги отрицательны. Литовская Клайпеда весной 2014 года также почувствовала влияние ограничений со стороны России на ввоз на ее территорию мороженой продовольственной продукции. Однако эта доля грузов в порту не является определяющей, Клайпеда работает главным образом с зерном, удобрениями и контейнерами.

А вот падение перевалки угля в Вентспилсе на 21,4% (до 5,85 млн т) привело к солидным финансовым потерям. По заявлению мэра города Айвара Лембергса, санкции против России создали для Вентспилса ежемесячные убытки в виде недополученных доходов на сумму около €500 тыс. Введенные в отношении "Уралвагонзавода" санкции (владеет угольной компанией "Заречная") привели к резкому снижению поставок энергоресурсов в Латвию. "Заречная" снабжала углем два терминала Вентспилсского порта - Ventspils tirdzniecibas osta и Baltic coal terminal. В итоге самое глубокое проседание в обработке этого груза в порту отмечено в ноябре 2014-го, когда было перевалено всего 136 тыс. т угля против 800 тыс. т в начале года.

Глубоководный порт по-прежнему специализируется на обработке наливных грузов, но сейчас он переориентировался (равно как и Таллин) на хранение и блендирование нефтепродуктов. В этом сегменте в ушедшем году зафиксировано снижение на 3,1% (до 15,12 млн т). Участники рынка объясняют уменьшение тоннажа передачей части грузов одним из трех стивидоров Вентспилса осенью 2014-го рижским коллегам в связи с перегруженностью нефтетерминала.

Многие специалисты подчеркивают, что минусовую динамику порта обуславливают еще и железнодорожные тарифы: в отличие от Риги транзит до Вентспилса - это дополнительные 200 км от восточных границ. В итоге ставка равна $10 за 1 т-км без учета портовой составляющей. Тарифы до Риги - ниже на 50-70%, в зависимости от типа груза, объема партии, долгосрочности контракта.

Клайпеда, готовая ко всему

"В 2015 году ситуация в регионе сильно изменится, а грузооборот нашего порта может снизиться на 4%. Мы ощутим последствия ослабления экономик и антироссийских санкций, а также скажется влияние введения новых требований по содержанию серы в судовом топливе, - считает директор по маркетингу и административным делам Клайпедского порта Артурас Друнгилас. - Но к 2017 году объемы постепенно начнут возрастать". А пока что порт демонстрирует стабильный прирост и уверенно следует за рижским лидером.

"По сути, рост погрузки обусловлен теми же факторами, что и в последние годы, - возросшей перевалкой удобрений, зерна, контейнеров, а сейчас постепенно стали подрастать показатели обработки нефтепродуктов", - отмечает эксперт. Администрация порта уже многие годы активно реализует программу по привлечению в порт навалочных и генеральных грузов. Клайпеда никогда не была сильно зависима от российского транзита. Поэтому здесь делали ставку на строительство или расширение терминалов под зерновые грузы, сухие и жидкие удобрения, готовили площадки для хранения контейнеров.

Так, в 2014-м натуральных и химических удобрений в порту стало больше на 49% (до 10,27 млн т), контейнеров - на 11,8% (до 450 тыс. TEU), сельскохозяйственной продукции - на 12,7% (до 3,55 млн т). Перевалка зерна увеличилась на 28% (до 2,9 млн т), и это в основном груз литовского происхождения - минувший сезон оказался урожайным. Этот груз экспортируется главным образом в Иран.

В порту отмечают, что в прошлом году белорусский экспортер и производитель калийных удобрений "Беларуськалий" работал без посредников, отвечая за собственные продажи, и это позволило увеличить объемы перевалки. По словам А. Друнгиласа, рост погрузки удобрений должен сохраниться, однако уже в следующем году возможен небольшой спад. В 2014-м около 75% переваленных удобрений пришлось на долю белорусских грузов, которые уходят в Китай, Индию, Бразилию и европейские страны. Остальная часть (порядка 25%) наливных и насыпных удобрений литовских производителей экспортируется в Европу.

Зерно стекается в Лиепаю

Положительная прошлогодняя динамика самого маленького порта из трех крупнейших в республике обусловлена специализацией Лиепаи: более половины ее грузооборота составляет зерно и до 30 видов продукции из него. Экспортируются зерновые российского, казахстанского и латвийского происхождения. В прошлом году объем зерновых увеличился на 43,5% (до 2,75 млн т), при этом общий тоннаж гавани вырос на 9,5% (до 5,29 млн т). Резкий скачок объясняется хорошими урожаями в России, Казахстане и Латвии. Отгрузки начались в сентябре 2014-го и завершатся уже весной текущего года.

Стоит отметить, что в Лиепае в плюсовом поле лишь перевалка зерновых, а также накатных грузов - рост на 16,6% (до 36 264 ед.). В порту действует паромная линия Лиепая - Травемюнде, перевозится много сельскохозяйственной техники, негабаритных грузов, контейнеров на трейлерах. Однако в остальных сегментах - проседание: обработка контейнеров за год сократилась на 20,1% (до 3615 TEU; нефтепродуктов стало меньше на 7,1% (до 162,6 тыс. т); нефти - на 7,4% (до 134,1 тыс. т). По словам руководителя отдела инвестиций и маркетинга Лиепайской специальной экономической зоны Иво Колиньша, наливные объемы порт обслуживает небольшие, и в основном они поступают не из России, а из соседних Литвы и Белоруссии.

Несмотря на то, что итогов 2012-го, когда было перевалено 7,4 млн т грузов, по предварительным прогнозам, теперь удастся достичь только в 2017 году, прошлый год признан очень хорошим. И в 2015-м в порту весьма рассчитывают на запуск латвийского металлообрабатывающего предприятия Liepajas metalurgs, остановка которого привела к потере 1,5 млн т продукции.

Таллин прирастет пассажирами

В общем зачете по итогам года Таллинский порт занял третью позицию, увеличив грузооборот на 0,3% (до 28,32 млн т). Прирост обеспечен главным образом за счет обработки контейнеров и накатных грузов. В остальных сегментах зафиксирована отрицательная динамика.

Контейнерооборот обусловлен деятельностью оператора Transiidikeskuse AS, который нарастил обработку "ящиков" на 2,2% (до 257,2 тыс. TEU), а тоннаж перевозимых в контейнерах грузов в порту за год увеличился на 8,5%. Однако в компании отмечают, что экономический спад в России, снижение потребительского спроса на ее внутреннем рынке, ослабление рубля повлекли за собой замедление роста грузооборота в последнем квартале ушедшего года. "По объему грузопотоков, идущих в Россию через наш терминал, можно судить о внутреннем потреблении страны, и сейчас ясно, что импорт сократился", - отмечает председатель правления Transiidikeskuse AS Эрик Лайдвеэ. В то же время блок-поезда с контейнерами до Москвы, по словам коммерческого директора Таллинского порта Эрика Рингмаа, в 2014-м формировались в штатном режиме и их отправка осуществлялась ежедневно.

Работа судовых линий Таллин - Хельсинки и Таллин - Стокгольм обеспечивает порту хорошую позицию в странах Балтии не только по количеству перевезенных пассажиров, но и по объему переваленных накатных грузов. Ежедневно паромы совершают до пяти рейсов, в итоге перевозки грузов в трейлерах за год увеличились на 8,6% (до 3,9 млн т). К слову, администрация порта давно делает ставку именно на паромно-пассажирские перевозки, понимая, что объем транзитных нефтепродуктовых грузов продолжает снижаться. В то же время наливные грузы до сих пор составляют почти 67% от общего объема первалки. Впрочем, уменьшение потока транзитных нефтеналивных грузов российского происхождения в Эстонии продолжается: в отчетном периоде налив сократился еще на 0,2% (до 18,96 млн т).

Несмотря на начавшуюся стагнацию экономики в Европе и РФ, портам Балтии в прошлом году удалось занять достойные позиции в рейтингах. Но антироссийские настроения, обострившиеся на Западе, буквально подталкивают Россию к сокращению своих экспортных объемов, отправляемых через балтийские гавани. В конце 2014-го президент "Транснефти" Николай Токарев заявил, что компания начинает переориентацию нефтепродуктов из Вентспилса и Риги на российские порты и порты на Черном море уже в январе-феврале 2015 года, а за последующие пару лет таким образом будет перенаправлено порядка 6,5 млн т различных нефтепродуктов. Так что, скорее всего, экономический кризис особенно остро коснется портов, ориентированных на российский экспортный поток, - Рига, Вентспилс, Лиепая и Таллин, которым заменить транзитные потоки пока практически нечем. И только у Клайпеды складывается относительно независимое положение.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру19.03.2015