10-02-15 / 2015
Новости отрасли
Портовая распродажа

Морской порт не может существовать без причалов и производственных площадок. Кроме этого, требуется еще и обеспечивающая перевалку инженерная и транспортная инфраструктура. Может ли эксплуатация этих активов стать основой для самостоятельного вида бизнеса?

О прецеденте заговорили после того, как стало известно, что ОАО "Компания Усть-Луга" готовится в 2015 году распродавать свои активы. Как сообщил председатель совета директоров компании Валерий Израйлит, решение связано с завершением строительства морского порта Усть-Луга и необходимостью возвращать кредиты.

Кредитные обязательства компании - около 1,2 млрд руб., из них 600 млн - долг банку ВТБ. Оставшиеся средства пойдут на выплаты акционерам. Активы ОАО "Компания Усть-Луга" оцениваются в 1,5 млрд руб. Компания принадлежит Investport Holding Establishment (23%) и Ленобласти (21%), она создана в 1992 году для строительства морского порта. На территории последнего расположены 12 действующих терминалов, возводятся еще три.

По данным В. Израйлита, инвестиции в строительство инженерной и транспортной инфраструктуры превысили 200 млрд руб. Теперь активы, в том числе система общепортового водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, портовые дороги и телекоммуникации, будут выделены в отдельные компании, которые и предполагается выставить на продажу.

Сам по себе этот факт вызвал неоднозначные оценки. Директор по развитию ИАА "ПортНьюс" Надежда Малышева считает, что распродажа активов порта Усть-Луга в большей степени представляется банкротством его управляющей компании. "Причем это банкротство ожидалось давно. Ситуация, на мой взгляд, связана не столько с внешнеэкономическими факторами, сколько с изначальными целями и задачами предприятия", - пояснила она. Ведь компания занималась перепродажей территорий под стивидорные проекты и сопровождением этих проектов на первоначальном этапе. А сервисный бизнес в порту для нее - не первостепенная задача. Поэтому, по-видимому, его и решили продать.

Однако есть и другая точка зрения. В России каждый стивидор обычно решает вопросы о том, как получить необходимые ему сервисы, самостоятельно. Часть услуг приобретает у сетевых компаний, часть инженерных и транспортных систем строит сам, отметил директор по логистике и аналитике ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин. "В Усть-Луге оказалась несколько иная ситуация. Этот порт строили с нуля. И надо было как-то подводить коммуникации к причалам. Девелопер справился с этим: то, что порт сейчас работает, - это заслуга ОАО "Компания Усть-Луга". И сейчас мы имеем своего рода прецедент", - сказал эксперт.

Поэтому теперь участников рынка очень интересует, каким образом будет решен вопрос с дальнейшей судьбой активов, связанных с обеспечением порта энергией, водой, теплом, связью и услугами припортовой транспортной инфраструктуры. "Пока мало кто представляет, какая модель управления инженерным хозяйством будет выстроена в дальнейшем в Усть-Луге, - подчеркнул А. Головизнин. - Между тем в РФ также практически с нуля предстоит строить порты Тамань и Зарубино, и в той или иной мере схема, примененная в Усть-Луге, будет взята для них за основу".

Как полагает председатель рабочего комитета по технологии и механизации Ассоциации морских торговых портов Геннадий Иванов, сервисный бизнес в таком порту, как Усть-Луга, может быть доходным. Поэтому решение, которое намерены принять в управляющей компании, выглядит вполне обоснованным. "Если в результате в порту появятся новые игроки, это только пойдет на пользу основному виду бизнеса - стивидорному", - полагает он.

По данным экспертов, на Западе сервис по предоставлению транспортной и инженерной инфраструктуры - достаточно распространенное явление. Вопрос теперь в том, найдутся ли в России покупатели подобных экзотических для отечественного рынка активов. И смогут ли потенциальные покупатели выложить средства в таком объеме, который требуется для покрытия долгов ОАО "Компания Усть-Луга".

Продажа активов управляющей компании не отразится на деятельности стивидоров порта Усть-Луга, считает председатель совета директоров аналитического агентства "Дорн" Андрей Карпов. "Терминальные комплексы в любом случае будут работать. У них заключены договоры на снабжение. При смене собственника они будут просто перезаключены", - добавил А. Карпов.

Как полагают эксперты, если сделки окажутся убыточными или других покупателей не найдется, то инфраструктуру просто передадут на баланс существующим сетевым компаниям. В частности, активами могут заинтересоваться ЛОЭСК и "Ленэнерго", сообщил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Однако в этом случае снабжение порта услугами войдет в привычную для России колею.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру10.02.2015