09-12-14 / 2014
Новости отрасли
Порт в свободном плавании

Президент РФ Владимир Путин предложил предоставить Владивостоку статус свободного порта. Такой режим должен привлечь дополнительные грузопотоки на его причалы.

Свободный порт - это один из видов свободной экономической зоны: в нем полностью или частично отсутствуют таможенные пошлины и налоги, действует льготный режим ввоза, вывоза и реэкспорта товаров. В мире уже давно существует сеть таких морских хабов, которые известны под названием porto franko.

Поручение президента о придании Владивостоку статуса свободного порта будет выполнено в кратчайшие сроки, пообещал вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. "Это то, что мы сейчас обязаны сделать, если хотим диверсифицировать экономику, ответить на снижение мировых цен на нефть", - добавил он.

В РФ пока ничего подобного нет: предусмотрено создание только портовых особых экономических зон. Один из ее вариантов на Дальнем Востоке получил развитие в Советской Гавани - на практике это, скорее, промышленная площадка при порте. В режиме porto franko она не работает.

Предоставление Владивостоку нового статуса повлечет развитие логистики на Дальнем Востоке, считает профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) им. адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов. "Сделать хотя бы некоторые морские порты свободными предлагалось уже давно. Правда, ранее ожидалось, что подобный пилотный проект в числе первых осуществят на Северо-Западе РФ. Выбор на эту роль Владивостока свидетельствует об ожидаемой переориентации грузопотоков в сторону Азии, а не Европы", - сказал он. "По-видимому, это долгосрочный тренд. Россия рассчитывает на серьезный рост грузопотоков на Дальнем Востоке и намерена укрепить свою логистику именно в этом регионе", - подчеркнул А. Кузнецов.

Появление свободного порта всегда служит основой для развития вокруг него дополнительных сервисов, сопутствующих грузоперевозкам, что окажет положительное влияние на развитие территории. Как считает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов, бесспорным плюсом подобных проектов становится повышение прозрачности в таможенной сфере.

При развитии свободного порта Владивостока расширится ассортимент товаров массового потребления, снизится их стоимость. Подобный статус - хороший способ для привлечения инвестиций как в портовое хозяйство, так и в сопутствующее грузоперевалкам производство, добавил профессор ОАО "Союзморниипроект" Энгельс Гагарский. "Для внедрения на практике процедур porto franko необходимо определенным образом отрегулировать правовой механизм, решить ряд вопросов международного характера, для того чтобы порт мог функционировать в статусе свободного, - отметил Э. Гагарский. - В принципе, основные положения мы сформулировали в проекте по приданию такого статуса порту Оля. Данный проект не получил поддержки из чисто коммерческих соображений. У Владивостока - совершенно иные перспективы".

Несколько лет назад группа "Сумма" планировала построить угольный терминал мощностью 20 млн т в год в порту Восточный на Дальнем Востоке по схеме свободного порта. Однако сейчас во Владивостоке планируется построить комплекс по перевалке сжиженного газа, который как раз и может стать центром проекта по созданию свободного порта.

Указанный статус предполагает, что Владивосток может стать крупным хабом на Дальнем Востоке, полагает президент Национальной палаты судоходства Алексей Клявин. По его словам, подобный статус притягивает морской флот. По мнению судовладельцев, законодательство России позволяет создать свободный порт, если взять за основу нормативную базу о портовой особой экономической зоне. Придется также внести некоторые поправки в таможенное законодательство. Иными словами, оптимизировать процедуры, связанные с внешнеторговыми и транзитными морскими перевозками.

Схожую точку зрения выразили и в ОАО "РЖД": статус свободного порта предполагает высокую техническую оснащенность терминалов. В компании понимают, что Владивосток как свободный порт способен привлечь дополнительные грузопотоки. И уже сегодня РЖД вкладывает солидные средства в развитие Восточного полигона, повышение пропускной способности подходных железнодорожных путей к морским портам Дальневосточного бассейна, включая Владивосток.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру09.12.2014