14-07-14 / 2014
Новости отрасли
Порт стратегического назначения подключат к сетям

Порт стратегического назначения подключат к сетям 

Многофункциональный морской перегрузочный комплекс Бронка, призванный закрепить за Петербургом статус одного из лидеров по объему грузовых перевозок в регионе Балтийского моря, в 2016 году подключат к мощностям электроподстанции «Ломоносовская», соглашение о строительстве которой 5 июля было подписано в Петербурге. Это не только позволит ускорить строительство ММПК, но и даст импульс развитию примыкающих к нему территорий.

Изначально планировалось, что инвестором строительства «Ломоносовской» выступит ОАО ФСК ЕЭС, управляющее магистральными линиями электропередачи по всей России, однако из-за ограничения тарифов естественных монополий у энергетиков на проект не хватило собственных средств. А их необходимо 4 млрд рублей. Тогда инвестор Бронки ООО «Феникс» предложил возвести подстанцию за счет собственных денег, а впоследствии передать ее ФСК на основе семилетней рассрочки.

Решение, позволяющее возвести дорогостоящий объект в короткий срок без дополнительной нагрузки на федеральный бюджет, фактически за счет будущих потребителей, получило поддержку как у энергетиков, так и на правительственном уровне. Четырехстороннее соглашение о строительстве «Ломоносовской» в Петербурге подписали министр транспорта Максим Соколов, министр энергетики Александр Новак, председатель правления ОАО ФСК ЕЭС Андрей Муров и генеральный директор ООО «Феникс» Дмитрий Михальченко. Если новая схема государственно-частного партнерства окажется удачной, ее распространят на другие инфраструктурные проекты. «Подобное сотрудничество выгодно и нам, и потребителям, так как ускоряется строительство объектов, при этом ФСК осуществляет полный контроль над процессом, что обеспечивает качество и надежность выполняемых работ», — отметил Андрей Муров.

Предполагается, что Бронка будет главным, но далеко не единственным потребителем энергии строящейся подстанции. Присутствовавший на подписании четырехстороннего соглашения врио губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что возведение «Ломоносовской» даст импульс строительству на этой территории новых предприятий, жилых кварталов и социальной инфраструктуры. Платежеспособный спрос на энергоресурсы в этом районе уже сформировался, не хватало только предложения.

Новая подстанция значительно ускорит и работу по строительству самой Бронки, являющейся частью принятой в 2011 году Стратегии развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года. Хотя, надо признать, заинтересованным сторонам: Минтрансу, Минэнерго, ОАО ФСК и ООО «Феникс» — удалось найти изящную схему, позволяющую не ставить стратегический проект в зависимость от дефицита федерального бюджета. Государство в лице госкомпании ФСК обязуется выкупить новую подстанцию в течение семи лет за счет средств, поступающих от инвестора в качестве платы за электричество. То есть, по сути, ООО «Феникс» приобретает семилетний абонемент на электроснабжение порта.

Таким образом, уже к моменту завершения первой очереди строительства МППК Бронка, предполагающей возведение к 2016 году на южном побережье Финского залива контейнерного терминала, терминала накатных грузов и логистического центра, новый порт не будет испытывать проблем с энергоснабжением. Построенные терминалы смогут ежегодно обрабатывать 1,45 млн TEUs контейнерных и 130 тыс. единиц Ro-Ro грузов. А в 2017 году планируется ввод в строй объектов второй очереди, строительство которых уже ведется, что позволит увеличить грузооборот до 1,9 млн TEUs. Глубоководный подходной канал позволит Бронке принимать большие суда класса Panamax и Post Panamax, доля которых в морских грузовых перевозках с каждым годом растет. Полностью строительство ММПК планируется завершить к 2030 году. К этому времени грузооборот порта должен вырасти до 4,9 млн TEUs в год.

Эксперты пока осторожны в прогнозах относительно того, удастся ли новому порту довести грузооборот до таких показателей. Но отмечают, что в перспективе глубоководные порты Бронка и Усть-Луга способны обеспечить перевалку практически всех контейнерных грузов, которые сегодня проходят через крупнейшие терминалы Большого порта Санкт-Петербург и порты сопредельных государств. Правда, для этого необходимо завершить строительство автотранспортного подхода к Усть-Луге, который обеспечит прямой выход на трассу М-110 (пока грузы приходится везти через Петербург). Что касается Бронки, то удачное расположение аванпорта — он находится в непосредственной близости от кольцевой автодороги (КАД) и недалеко от железнодорожной станции Бронка — позволяет обеспечить подключение к транспортной инфраструктуре в кратчайшие сроки и с минимальными издержками. Транспортную развязку на съезде с КАД открыли в декабре 2013 года. К 2016-му инвестор планирует реконструировать существующие железнодорожные подходы. Кроме того, ведутся переговоры с ОАО РЖД о совместной реализации проекта строительства новой линии Горелово — Бронка, стоимость которого оценивается в 12,1 млрд рублей.

Высокую оценку проекту аванпорта дал министр транспорта Максим Соколов. По его словам, Бронка будет способствовать наращиванию экспортно-импортного потенциала страны и вернет в Россию грузы, которые из-за отсутствия необходимой инфраструктуры сегодня обрабатываются в портах Финляндии и Прибалтики. Эти страны значительно раньше провели модернизацию своих портов и теперь снимают сливки с российского экпортно-импортного грузопотока.

По словам Георгия Полтавченко, строительство Бронки позволит разгрузить Большой морской порт, терминалы которого находятся в историческом центре северной столицы. «Перевалка грузов из центра города будет перенесена сюда, и это существенно улучшит экологическую обстановку», — заявил Полтавченко.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт14.07.2014