28-05-14 / 2014
Новости отрасли
Порт для бизнеса

Порт Тамань должны были активно расширять в этом году. О реализации таких планов речь шла в последние годы, и наиболее активно в конце 2013 года.

Во время международного инвестиционного форума в Сочи в прошлом году министерство транспорта РФ и администрация Краснодарского края подписали соглашения с несколькими крупными компаниями, готовыми инвестировать в строительство новых терминалов. Интерес к строительству порта проявляли, в частности, Сибирская энергетическая угольная компания, компании "БазЭл" и "Металлоинвест", UCL, "Кузбассразрезуголь", Global Ports и другие.

Как предполагалось, сухогрузный район в порту Тамань должен строиться на принципах государственно-частного партнерства, чтобы обеспечивать экспорт российской продукции на мировые рынки и перенаправить российские грузопотоки из черноморских портов сопредельных стран (то есть, Украины и Турции).

Общий объем финансирования проекта, как сообщалось в 2013 году, должен был составить около 228 млрд рублей. Предполагалось, что за бюджетные деньги будут построены гидротехнические сооружения, в том числе причалы, подходные каналы, операционные акватории и оградительные сооружения, а также припортовые железнодорожные пути и станции Северо-Кавказской железной дороги.

Вместе с инфраструктурой порту нужны были новые погрузочные комплексы и терминалы, которые, как предполагалось, будут возведены за счет инвесторов. Планируемый объем перевалки грузов в порту после реализации проекта планировался в объеме более 90 млн тонн в год.

Как ожидалось, государственные инвестиции должны были составить порядка 115 млрд руб., частные - 112 млрд руб.

Но теперь один из крупнейших транспортных проектов юга России находится под вопросом. В середине мая глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что реализация проекта сухогрузного порта Тамань стала менее актуальной после вхождения в состав России Крыма.

"Правда, что менее актуальной становится реализация именно этих двух проектов (порта Тамань и моста через Лену - ИФ). Тамань - в связи именно с тем, что возникает иная конфигурация по портам: у нас в Крыму пять глубоководных портов, надо как-то с этим что-то делать", - заявил глава ведомства журналистам.

"В самом деле, ресурс, который высвобождается... я воспринимаю это не как однозначный источник для крымских проектов, а просто как дополнительный (резерв - ИФ). У нас есть известный резерв в 243 млрд рублей, и плюс эти средства, которые просто составляют резерв. Это может быть, с моей точки зрения, направлено как на финансирование проектов в Крыму, так и на какие-то другие проекты", - добавил он.

Примерно в то же время агентство Bloomberg сообщило, ссылаясь на письмо, подписанное помощником президента РФ Андреем Белоусовым, что российское правительство рассматривает предложения о перенаправлении почти 100 млрд бюджетных рублей с двух инфраструктурных проектов - порта Тамань и моста через Лену - на развитие Крыма.

Вслед за заявлением главы Минэкономразивтия министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что его ведомство намерено отстаивать проект сухогрузного порта Тамань и проект по строительству моста через Лену. Он отметил, что оба проекта - "стратегические инициативы для нашей транспортной системы, для всей России".

"Что касается Тамани - проект прошел многие этапы развития. Этот проект находится на выходе, как говорится, Главгосэкспертизы с точки зрения оценки проектной документации. Это программный проект, он находится во всех документах стратегического и бюджетного планирования, включая закон о бюджете. Поэтому, естественно, точно так же мы будем защищать реализацию этого проекта. Но, возможно, все-таки с учетом перспектив развития транспортной системы, которые, безусловно, будут происходить в ближайшее время с учетом воссоединения Крыма с Россией", - сказал министр.

Позднее стало известно, что проект порта Тамань получил положительное заключение Главгосэкспертизы – об этом сообщила пресс-служба главного проектировщика проекта ОАО "Ленморниипроект".

Несмотря на то, что госфинансирование строительства порта будет отложено, одна из компаний, уже работающих в порту, не намерена отказываться от расширения и готова в ближайшем будущем вложить собственные средства в усиление мощностей, а также, в случае отказа государства, профинансировать и нужную инфраструктуру.

По данным "Коммерсанта", ЗАО "Таманьнефтегаз", которое выступает оператором терминала нефти, нефтепродуктов и СУГ на Тамани, собирается увеличить свои мощности вдвое.

Развитие инвестиционного проекта "Объединенной транспортно-экспедиторской компании" (владеет "Таманьнефтегазом") по строительству комплекса глубоководных терминалов в порту Тамань началось в 2005 году. Проект разделен на три этапа: строительство терминалов по перевалке нефти, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и мазута. В 2012 году "Таманьнефтегаз" ввел в порту комплексы по перевалке СУГ и нефти, в 2013 году компания ввела мазутный терминал.

По словам источника "Коммерсанта", проект по увеличению мощностей нефтяного терминала и СУГ с 10,5 млн тонн до 19,9 млн тонн в год прошел Главгосэкспертизу в конце апреля.

Кроме того, одобрен уже и проект терминала сухих грузов на 30 млн тонн в год. Эту информацию подтвердили и в "Таманьнефтегазе": по словам гендиректора транспортной компании ОТЭКО Сергея Губинца, на согласование в Главгосэкспертизу планируется направить еще два проекта - строительства зернового терминала мощностью 14,5 млн тонн и терминала калийных удобрений на 5 млн тонн. По его словам, спрос на мощности от потенциальных потребителей есть. Общий объем инвестиций компании в расширение составит около 40 млрд рублей, но расходы могут вырасти еще на 7 млрд рублей, если государство не даст средств на железнодорожную и портовую инфраструктуру.

В "Таманьнефтегазе" отмечают, что проектам не нужны большие инвестиции от государства: деньги могут потребоваться только на строительство второго пути железной дороги к порту. Ее планируется строить в рамках заключенного в марте соглашения с ФКУ "Ространсмодернизация" Минтранса, по нему "Таманьнефтегаз" передает принадлежащую ему землю под путь.

Представители компании напомнили, что по этой дороге должен был проходить путь и к порту Тамань, строительство которого под вопросом. Но сейчас этот маршрут может вести и к мосту в Крым, если переход через Керченский пролив будут строить от косы Тузла, а не через порт Кавказ.

Однако, "Таманьнефтегаз" готов построить железную дорогу за свои деньги, в случае если государство откажется от финансирования, рассказал изданию источник, близкий к компании. По его словам, речь идет примерно о 2,5 млрд руб. за 36 км путей.

Вместе с тем, еще 4,5 млрд руб. потребуют дноуглубительные работы, их "Таманьнефтегаз" профинансирует по соглашению с Росморречфлотом от 2012 года. Эти деньги вернутся компании через портовые сборы, на что, по оценкам источника, потребуется не менее 10 лет. При этом на сегодняшний день морские подходы к новым терминалам еще не согласованы.

Между тем, крупными крымскими портами, на развитие которых могут сделать ставку российские власти, являются Керченский морской торговый порт, Евпаторийский морской торговый порт, Феодосийский морской торговый порт и Севастопольский морской торговый порт.

Согласно последней информации, Росморречфлот уже запланировал вложить федеральные средства в развитие порта Евпатория: на строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры в 2015-2017 годах будет выделено 450 млн рублей, сообщается на сайте порта.

Впрочем, ожидают крымские порты и некоторые изменения.

"Проект схемы территориального планирования Крыма практически готов и будет представлен правительству РФ на утверждение к 1 июня. Приведу некоторые интересные детали транспортной части проекта: порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование; Симферополь и Феодосия получат дополнительные кольцевые дороги; Симферополь и Керчь будут соединены прямой железной дорогой (в настоящее время через Джанкой)", - написал в середине мая первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев на своей странице в Facebook.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс28.05.2014