27-11-14 / 2014
Новости отрасли
Пора создавать альянсы

Основным двигателем мировой экономики прошлого века стал менеджмент. Новое столетие со своими вызовами и рисками, перманентными кризисами и падением производства дало толчок бурному развитию рынка транспортно-логистических услуг.

В цепочке от отправки до доставки грузов отныне важна каждая мелочь и дорога каждая минута. Принципы «от двери до двери» и «точно в срок» – это не модный тренд, а основные пункты серьезного документа – договора на оказание транспортно-логистических услуг.

Само время уже доказало: чем мобильнее население, чем быстрее оно перемещается, как и грузы из одной точки в другую, тем быстрее больший выигрыш получает личная и государственная экономика. И я думаю, что логистика, как система стратегического управления, займет в новом столетии ведущие позиции в перевозочном процессе. Это, если угодно, менеджмент XXI века. Поэтому закономерно, что в основу программы стратегического развития холдинга ОАО «РЖД» заложена его поэтапная трансформация в современную транспортно-логистическую компанию.

Основной задачей логистики является оптимизация издержек промышленных и торговых компаний на пути следования груза, что усиливает их конкурентные позиции и позволяет сосредоточиться на своих ключевых компетенциях. При этом единых рецептов нет и не может быть. Каждый грузоотправитель требует индивидуального подхода и решения.

Безусловно, логистические компании сегодня сталкиваются с определенными трудностями. Это связано с тремя проблемами. Назову первую: из-за недостатка квалифицированных менеджеров страдает качество менеджмента, что часто является серьезным препятствием для решения сложных логистических задач. Не всегда удается соблюдать утвержденные графики и доставлять грузы «точно в срок». Не хватает гибкости и точности расчетов. Но обнадеживает, что в последнее время высшая школа стала уделять больше внимания подготовке логистов. Сегодня во многих профильных вузах страны уже созданы и успешно работают кафедры логистики. Так что кадры – это всего лишь вопрос времени. А вот вторая проблема куда серьезнее – это неразвитая транспортная инфраструктура. Это особенно заметно на примере автоперевозок, когда машины порой не в состоянии доставить груз до пункта назначения из-за плохого состояния дорог.

В инфраструктуру необходимо вкладывать деньги, иначе, по мнению экономистов, наша страна отстанет на 15–20 лет от развитых государств. Поэтому очень часто грузоотправители сталкиваются с типичной проблемой: они готовы доплатить за срочность и точность доставки, но компании не в состоянии выполнить эти требования.

Железнодорожный транспорт, который сегодня является основным драйвером развития экономики страны, также испытывает инфраструктурные ограничения. Например, развитие высокоскоростного движения поездов, к сожалению, так и не стало приоритетом для государства. Одного высокоскоростного поезда «Сапсан» в сообщении Москва – Санкт-Петербург явно недостаточно, чтобы вести разговор о системности подхода к данной проблеме. С самых высоких трибун часто приходится слышать очень правильные слова о мобильности людей и товаров. Но на практике мы еще остаемся в прошлом веке. Представляете, какой мощный импульс для развития получит страна с массовым внедрением высокоскоростного движения как в автомобильном, так и в железнодорожном сообщении?

На последних транспортно-логистических форумах мне неоднократно приходилось слышать радостные заявления разных перевозчиков – нам-де удалось забрать часть грузов у автоперевозчиков или, наоборот, у железнодорожников. Это же вчерашний день! Настало время перейти от функциональной системы к комплексной, или интегрированной, системе управления. В этом и состоит одна из главных задач логистики. Если компания не занимается примитивным экспедированием, а позиционирует себя на рынке как транспортно-логистическая, то она должна предоставлять клиенту комплекс услуг с использованием всех видов транспорта и новейших технологий. То есть речь в этом случае идет о совместных, согласованных действиях. Настало время создавать профессиональные логистические альянсы, союзы по примеру мировых транснациональных компаний. В развитой экономике они уже доказали свою эффективность и необходимость.

В перевозочном процессе главными были и будут клиент и его интересы. Поэтому переход от конкуренции к многостороннему сотрудничеству и взаимодействию – задача номер один на ближайшую перспективу. В этом я и вижу миссию транспортно-логистической компании, которая сможет предложить клиенту наиболее оптимальную интермодальную схему доставки груза с использованием железнодорожного, автомобильного, а если потребуется, и авиационного, речного транспорта. Главное – соблюсти интересы клиента, помочь ему сократить транспортные издержки и тем самым повысить конкурентоспособность его продукции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.11.2014