12-07-17 / 2017
Новости отрасли
Пора переходить на новый стандарт

Олег Сеньковский, первый заместитель начальника Центра технического аудита ОАО "РЖД". – В конце прошлого месяца был принят первый международный отраслевой стандарт железнодорожного сектора ISO/TS 22163. В его подготовке принимали участие специалисты ОАО "РЖД". Какие их предложения были учтены в этом документе?

– В процессе разработки документа представители компании внесли требование по анализу качества продукции, находящейся в эксплуатации, с получением подтверждения аудиторами этих данных от заказчиков продукции. Оно было учтено и вошло в окончательную редакцию. Для нас это имеет большое значение.

– Почему и с чем это связано?

– Теперь органам по сертификации, осуществляющим аудиты по стандарту IRIS и соответственно ISO 22163, на добровольной основе рекомендуется за месяц до начала аудита запросить в Центре технического аудита ОАО "РЖД" информацию о наличии случаев нарушений безопасности движения из-за некачественной продукции, ответственность за которую несет предприятие-изготовитель, а также рекламаций и отказов продукции в гарантийный период эксплуатации. Это важно для качественной оценки работы системы менеджмента бизнеса на предприятии, где проводится аудит.

– Этот стандарт уже опубликован? Какое значение он имеет для железнодорожной отрасли?

– Новый стандарт был презентован в мае на заседании технического комитета ISO № 269 и на последнем заседании Генеральной ассамблеи UNIFE в конце июня этого года. Каждая отрасль промышленности имеет свой отраслевой стандарт, содержащий специфические требования к системам менеджмента качества и бизнеса, теперь он есть в железнодорожной отрасли Европы. Новый стандарт определяет базовые требования к производителям железнодорожной отрасли, а также ряд специфических условий. Важно отметить, что ISO/TS 22163 является очередным этапом развития стандарта IRIS. Международная организация по стандартизации ISO будет этот стандарт распространять. Также в открытом доступе останется и интернет-портал IRIS со всей актуальной информацией.

– В чем заключается специфика этих требований?

– В частности, эти требования предъявляются к управлению процессами, проектами и затратами, к стоимости жизненного цикла и т.д. В основе этих требований применяется оценка системы менеджмента, способствующая постоянному улучшению производственных процессов, а также развитию всей производственной цепочки создания продукции. Они позволяют повысить статус европейского отраслевого стандарта качества для железнодорожного сектора до международного уровня.

– Где можно найти более полную информацию об этом стандарте?

– Подробная информация об этапах интеграции стандарта IRIS в ISO размещена на сайте НП "Объединение производителей железнодорожной техники". Стандарт распространяется на английском языке через систему ФГУП "СтандартИнформ". А презентация официального перевода стандарта на русский язык будет проведена в рамках Конгресса международных транспортных и машиностроительных ассоциаций "Железнодорожная техника. Взгляд в будущее" на VI Международном железнодорожном салоне техники и технологий EXPO 1520 в конце августа этого года.

– Какой должна быть реакция на появление нового стандарта российских производителей железнодорожной продукции?

– В соответствии со Стратегией управления качеством в холдинге "РЖД" сертифицированным предприятиям железнодорожного сектора рекомендуется в 2017–2018 годах осуществить подготовку и переход на требования нового стандарта ISO. Для этого есть установленные процедуры, надо лишь согласовать сроки перехода с выбранным органом по сертификации. Предприятиям, еще не прошедшим процедуру сертификации, целесообразно осуществлять подготовку к ней по требованиям действующей редакции стандарта IRIS в плановом режиме с последующим переходом на новый стандарт ISO при ресертификационном аудите. В целом переход от стандарта IRIS к ISO завершится 14 сентября 2018 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.07.2017