11-04-19 / 2019
Новости отрасли
Поправки в законы о железнодорожном транспорте направлены на борьбу с конкуренцией

Предлагаемые ОАО "РЖД" поправки в законы о железнодорожном транспорте носят преждевременный характер и в случае принятия их приведут к росту проблем на сети железных дорог.. Особо отметим, что в пакете поправок есть отсылки к подзаконным актам, которые еще только будут разработаны, что не позволяет дать оценку регулирующего воздействия на бизнес. Складывается общее впечатление, что данный законопроект не просто ставит точку в реформе отрасли, но возвращает государственное регулирование. Такая активность руководства ОАО "РЖД" наводит на мысль о возможности воссоздания МПС России. Необходимость создания единой саморегулируемой организации законопроектом не раскрыта. В настоящее время существует несколько СРО и Ассоциаций, кроме того существуют корпоративные операторы. За время существования данных организаций, при наличии потребности, они бы самостоятельно объединились. Кроме того, первая СРО в отрасли была создана на добровольных началах. За последнее время в сегменте услуг предоставления подвижного состава не произошло событий, результатом которых бы потребовалось введения института создания единого СРО, в которое должны вступать все без исключения собственники вагонов.

Принцип, который закладывается в статью 10 проекта Устава, о получении приоритетного доступа к инфраструктуре в обмен на инвестиции в сегодняшних условиях не приемлем и противоречит статусу естественной монополии. Сегодня организации, которые имеют возможность инвестировать в инфраструктуру и так негласно получают преференции при ручном управлении ежедневной погрузкой. Недавно ОАО "РЖД" показало всем участникам перевозочного процесса, что технический план, который и формирует узкие места, может быть превышен на 25% без серьезных инвестиционных решений. Тогда получается, что инфраструктура сама себя ограничивает и искусственно создает предпосылки к торговле узкими местами. При таком положении дел вводить новую редакцию статьи 10 нельзя, во избежание потери грузовой базы и легализации сегодняшних ручных решений.

Введение социально значимых грузов, от которых не может отказаться оператор подвижного состава является введением регулирования деятельности операторов. Без понимания, на каком основании груз попадает в эту категорию, как часто этот перечень пересматривается, принимать данную редакцию законопроекта нецелесообразно. В данную категорию могут попасть продукты питания или каменный уголь, а это очень разные грузы. А если оператору не целесообразно или не выгодно вести такие грузы, кто будет компенсировать ему убытки? Или это скрытый инструмент вывода с рынка не нужных операторов, даже при одном СРО?

Да, операторы подвижного состава сегодня является регуляторами для некоторых грузов по допуску их на инфраструктуру, но бороться с этим таким методами в существующих условиях категорически нельзя.

В целом законопроект направлен на усиление контроля со стороны ОАО "РЖД" на рынок железнодорожных перевозок и борьбу с конкуренцией. Перед его принятием необходимо проведение широких общественных слушаний.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру11.04.2019