12-03-13 / 2013
Новости отрасли
Поможет ли закон о страховании ответственности за причинение вреда при перевозке по ж/д опасных грузов повысить безопасность перевозок?

Минтранс России представил проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов". Документ вызвал жаркие споры. Считаете ли Вы, что данный закон поможет повысить безопасность перевозок?

Документ вызвал жаркие споры. Считаете ли Вы, что данный закон поможет повысить безопасность перевозок?

Шевкет Шайдуллин, вице-президент ОАО "РЖД" - начальник департамента безопасности движения:

- Безусловно, за причиненный ущерб кто-то должен платить, и в развитых странах в подобных ситуациях не возникает вопроса о том, кто это должен делать. Законодательно закреплено страхование ответственности за причинение вреда перевозимому грузу за перевозчиками в Австрии, Великобритании, Германии, Азербайджане, Киргизии и Украине. В мировой практике страхованию подлежит и ответственность операторов, в том числе за причинение вреда имуществу третьих лиц (утрата, повреждение груза), за вред, причиненный владельцу инфраструктуры. Кроме того, страхованию подлежит вся деятельность операторов, связанная с выполнением ими функций перевозчика, и по этой причине они отвечают за перевозку перед третьими лицами в целом. Понимая свою ответственность перед государством, его гражданами и пользователями услуг, руководствуясь мировым опытом, ОАО "РЖД" в добровольном порядке осуществляет страхование имущества, тягового подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов, электропоездов и высокоскоростных поездов ("Сапсан"), своей гражданской ответственности как перевозчика и владельца инфраструктуры. Мы страхуем даже ответственность за принимаемые решения руководителей ОАО "РЖД" и ряда ДЗО.

Анатолий Охоба, ведущий специалист-эксперт отдела правового регулирования эксплуатационной безопасности и технической политики департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса России:

- Данный законопроект разработан для реализации норм гражданского законодательства РФ. Принятие этого документа позволит восполнить имеющийся в отечественной правовой системе пробел, связанный с отсутствием законодательного регулирования обязательного страхования рисков гражданской ответственности железнодорожных перевозчиков опасных грузов.

Антон Искандыров, директор ООО "Техноснаб-ТЛК":

- Международными конвенциями (КГПОГ, ДОПОГ) и Правилами перевозки опасных грузов жестко регламентирован порядок подготовки груза к перевозке и сам процесс ее выполнения различными видами транспорта. Вместе с тем даже неукоснительное соблюдение всех процедур не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций при транспортировке опасных грузов. Безусловно, одним из инструментов защиты от утраты самого груза, причинения им ущерба внешней среде может стать страхование ответственности - и не только перевозчика, но и всех лиц, причастных к организации перевозки опасного груза. Однако с учетом многофакторности решаемой задачи страхования нужна серьезная проработка степени ответственности игроков и вероятностно-статистических методик оценки иных воздействий на безопасность перевозки. И только после этого можно говорить о параметрах оценки страховых рисков и параметрах возмещения ущерба.

Максим Крутиков, главный специалист отдела страхования железнодорожных операторов ОСАО "Ингосстрах":

- Из-за участившихся аварий на железнодорожном транспорте по причине брака железнодорожной техники вопрос компенсации ущерба и ликвидации последствий становится все более актуальным. В то же время важно понимать, что договор страхования не защищает от самой аварии и не снижает вероятности ее наступления. Одной страховки мало, страхование должно идти вкупе с целым рядом мер по защите всех участников перевозки. Например, необходим жесткий контроль за техническим состоянием подвижного состава, чего, увы, сейчас нет. Поэтому из-за высокой убыточности данный вид страхования для самих страховщиков вряд ли можно назвать привлекательным. В нынешних условиях обязательное страхование обернется лишь дополнительной финансовой нагрузкой как на страховщика, так и на страхователя. Мы надеемся, что в законодательной базе будут четко прописаны механизмы правового регулирования, кто и за что несет ответственность, вплоть до уголовной. Сейчас вина за все перекладывается на железную дорогу.

Специалист ЗАО "Сибур-Транс": - Проект закона может вызывать споры по нескольким причинам. Прежде всего неясно, почему документ акцентируется только на перевозке опасных грузов, тогда как одним из непосредственных поводов к его разработке стали аварии из-за участившихся изломов боковых рам тележек грузовых вагонов, которые используются для перевозки угля, руды и других материалов. Также не совсем понятно, как будет рассчитываться выплата - в зависимости от класса перевозимого груза, типа вагона или по какому-либо иному критерию. Вместе с тем возможное принятие закона может отразиться на стоимости транспортировки грузов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер13.03.13Вопрос номера