12-11-14 / 2014
Новости отрасли
Поменяли вектор

Министерство транспорта опубликовало проект уточненного текста «Стратегии-2030», в котором учтены изменения, произошедшие с 2008 года. Новый проект больше внимания уделяет восточному вектору развития транспортной политики.

Стратегию развития железнодорожного транспорта скорректировали. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, корректировка проведена во исполнение поручений правительства. При этом Минтранс учел все новые нормативные документы и обновленные стратегии по секторам промышленности.

«Расширен раздел, посвященный развитию скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, учтены решения по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, Московского транспортного узла, развитию Юга России, – поясняет Министерство транспорта. – С учетом первоочередности и ограниченности финансовых средств проведена корректировка перечня мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры».

Как пояснил «Гудку» первый заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Владимир Максимушкин, корректировка «Стратегии-2030» в соответствии с изменившимися реалиями – это естественный процесс. Компания участвовала в подготовке нового варианта, отправляла свои предложения и необходимые данные в Минтранс.

Если в старом варианте «Стратегии-2030», принятом в 2008 году, наиболее вероятным направлением строительства ВСМ было названо Москва – Санкт-Петербург, то теперь это место занял маршрут Москва – Казань. К 2030 году его предполагается продлить до Екатеринбурга с возможными ответвлениями на Пермь и Уфу. В прошлом варианте рассматривались направления скоростного движения Смоленск – Красное в рамках международного транспортного коридора № 2. Теперь этого направления нет. Зато в новом варианте указывается необходимость развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны в рамках ЕЭП.

Впервые в тексте появляется и понятие Восточный полигон. И в старом, и в новом вариантах отмечается потенциальный рост грузовой базы в направлении портов Востока. Однако оценка роста грузопотоков к 2030 году к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу стала более осторожной: не в 7–10 раз, а в 3–4 раза.

В то же время в восточном направлении повышены ориентиры на контейнерные перевозки. Если ранее предполагалось, что возможный объем, который можно привлечь на коридоре «Восток – Запад», составляет 250–450 тыс. ДЭФ, то теперь это оценивается в 700 тыс. ДЭФ.

Повысились и скоростные возможности. Ранее планировалось, что ускоренные контейнерные поезда должны будут доставлять груз через всю Россию от Тихого океана до западных границ за 11 дней (порядка 1000 км в сутки), теперь предусмотрено восемь суток и маршрутная скорость порядка 1200 км в сутки.

Проект модернизации Восточного полигона, который сейчас осуществляет ОАО «РЖД», дает и другие возможности. Если в 2008 году развитие тяжеловесного движения на Восток не планировалось вовсе, то в новом варианте Стратегии такая возможность отмечается.

«В перспективе обращение поездов повышенного веса предусматривается на участках направления Тайшет – Тында – Комсомольск – Советская Гавань», – указывается в проекте Стратегии. Однако вопрос, в какой степени увеличивать вес поездов на Восточном полигоне и насколько это будет экономически выгодно, в реальности требует отдельного рассмотрения. Так же, как и второй этап модернизации полигона.

Как говорит генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом» Елена Мясоедова, у любого долгосрочного стратегического документа имеются внешние риски для реализации, и он неизбежно корректируется. В данном случае изменилась экономическая конъюнктура, и большинство намеченных проектов сдвинулись по срокам. К примеру, первый этап модернизации транспортной системы сейчас продлен с 2015 до 2020 года.

«В старой Стратегии-2030 было то же восточное направление, транзит через Казахстан в Китай, но сейчас приоритеты выстраиваются иначе, – замечает Елена Мясоедова. – Когда ограничены финансовые средства, нужно выбирать наиболее важные, что и было сделано в отношении Восточного полигона».

Корректировка диктуется в том числе и политическими обстоятельствами. Елена Мясоедова приводит пример, что и ранее в Стратегии был предусмотрен железнодорожный обход Украины, но сейчас политическая ситуация заставила действовать быстро, и финансирование этого обхода уже заложено на следующий год в государственную целевую программу развития транспортной системы РФ до 2020 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.11.2014