03-06-20 / 2020
Новости отрасли
Получение приоритетности в доступе позволит использовать ресурсы небольшим несырьевым и технологичным экспортерам

На днях Кабмин утвердил очередность допуска разных видов грузов к перевозкам по железной дороге. Для начала я хотел бы уточнить, что речь идет не о дискриминации доступа перевозчиков к законодательно равнодоступной инфраструктуре железнодорожного транспорта в целом, а лишь об очередности ее предоставления в условиях ограниченной пропускной способности. Кроме того, обращаю внимание, что принципы доступа в этих условиях прописаны еще в правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 № 710. Новое же Постановление от 22 мая 2020 №734 вносит только уточнение в пункт, касающийся очередности грузов.

Я не совсем понимаю поднявшийся в связи с этим хайп, так как вопросы распределения планов перевозки между различными ее участниками всегда стояли достаточно остро. Наверняка многие помнят конвенции на запрет отправок и брошенные поезда, как результат желания угодить всем, несмотря на физическую невозможность железной дороги.

На мой взгляд, приоритеты в грузах расставлены верно и определяются текущими интересами государства в развитии экспортных поставок несырьевых товаров и первоочередной доставки продовольственных и зерновых грузов.

Особо хотел бы отметить правила планирования и распределения объемов между экспортерами перевозок угля, который, являясь основным экспортным грузом Восточного полигона, при ошибках в планировании может привести к коллапсу движения. Теперь узаконена не только зависимость от пропускных возможностей железной дороги, но и учет перевалочных мощностей приемных портов. Обратите внимание, что и правительство здесь берет на себя обязательства по расширению возможностей инфраструктуры в соответствие с документами стратегического планирования.

Лично я считаю, что любые правила всегда лучше неизвестности и текущее Постановление совершенно правильно определяет очередность и понимание, кому на что рассчитывать. Так, зная четкие правила, экспортеры всегда будут понимать свои квоты и в соответствие с ними подписывать обязательства перед покупателями.

Кроме того, получение приоритетности в доступе позволит использовать ресурсы небольшим, но важным для развития страны несырьевым и технологичным экспортерам.

Учитывая, что распределение ресурсов инфраструктуры будет планироваться по максимуму ее возможностей лишь с 5% резервом, объем экспорта в наиболее загруженных направлениях, скорее всего, останется прежним, а вот упорядочение объемов точно уменьшит вероятность транспортных коллапсов в припортовых зонах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер03.06.2020