06-10-10 / 2010
Новости отрасли
Положения Прейскуранта 10-01 уже не могут обеспечить экономическую эффективность поездных формирований

Перевозки частными поездными формированиями будут неэффективны для экономики страны, говорится в исследовании Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН. Для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо полностью переделать тарифную систему, что связано с большими трудозатратами, предупреждают эксперты. Согласно докладу, подготовленному в стенах института, доля тарифа, остающаяся в распоряжении владельцев собственных поездных формирований (СПФ), очень велика по сравнению с той, которая необходима для поддержания инфраструктуры в работоспособном состоянии. В институте ее оценивают на уровне 74-78% при перевозках таких дорогостоящих грузов, как нефть и нефтепродукты. К примеру, при перевозках нефти по популярному маршруту Тихорецкая - Гетмановская при стоимости 63,5 руб. за 10 ткм в инвентарном парке на долю РЖД при перевозках в частном поездном формировании придется всего 13,88 руб. (22%). При перевозках бензина по маршруту Кириши - Автово эти показатели составляют 33,1 руб. и 8,45 руб. (26%) соответственно. "Такой тариф не покрывает затраты владельца инфраструктуры, - говорит заведующий лабораторией транспортно-логистических систем Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин. - По факту в 2009 году среднесетевые расходы ОАО "РЖД" на инфраструктуру составили более 66% от всех расходов на грузовые перевозки". Эта ситуация сложилась исходя из особенностей формирования тарифа по пункту 2.17 второго раздела Прейскуранта 10-01, который выбивается из методики всего второго раздела. Поскольку эта методика использовалась еще с 1998 года при транспортировки сырья между близкими объектами, то там доля затрат на инфраструктуру и диспетчеризацию была минимальной. Первый заместитель руководителя департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике Галина Зимовская указывает, что при перевозках грузов первого тарифного класса ситуация несколько иная. "Проблема касается прежде всего высокодоходных сегментов, поскольку в низкодоходных применяется двуставочный тариф, и понижающие коэффициенты не распространяются на локомотивную составляющую, - говорит Галина Зимовская. - Однако в целом доходы компании от СПФ действительно не покрывают затрат на инфраструктуру". По данным РЖД, доходы в целом от перевозок СПФ составляют 35%, а расходы - 65%. Собственные поездные формирования на сети используют восемь частных компаний, перевозя ежегодно около 18-20 млн тонн грузов. При этом убыток от их деятельности для себя в ОАО "РЖД" оценивают приблизительно в 4 млрд руб. в год. НП "Совет рынка операторов подвижного железнодорожного состава" полагает, что расходы на инфраструктуру действительно нужно увеличить. На нее должно приходиться порядка 51-54% от тарифа, соответственно локомотивная составляющая должна быть на уровне 31-34%, остальное - вагонная составляющая. При этом тариф на локомотивы нужно установить на привлекательном уровне для того, чтобы частным компаниям было выгодно их закупать.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.10.10Устаревший пункт