08-09-06 / 2006
Новости отрасли
Положение на рынке лизинга железнодорожного транспорта

Рынок лизинга железнодорожного транспорта (ЛЖТ) развивается динамично. Однако бурный рост обусловлен интересом к этой услуге со стороны РЖД. Если монополист изменит свою политику, многие лизингодатели останутся не у дел.

Железнодорожный лизинг - один из самых крупных и наиболее развитых в России сегментов рынка финансовой аренды. По словам начальника инновационного отдела компании "Интерлизинг" Антона Зольникова, он занимает 15-20% общего объема рынка. Генеральный директор лизинговой компании "Уралсиб" Дмитрий Шицле считает, что на долю ЛЖТ приходится не менее 20%. По его мнению, это свидетельствует о взрослении отрасли: "Большая доля лизинга железнодорожной техники характерна для развитых стран".

Еще три-четыре года назад железнодорожные предприятия являлись далеко не самыми желанными клиентами лизинговых компаний. "Вагоны приобретались главным образом за счет собственных средств перевозчиков, - вспоминает Дмитрий Шицле. - Это не отвечало потребностям отрасли, так как инвестиционные возможности транспортных операторов ограничены".

Одним из препятствий развития ЛЖТ являлась низкая прозрачность частных перевозчиков. Лизинговые компании требовали от таких клиентов предоставления дополнительного обеспечения, в качестве которого прежде всего выступали принадлежащие перевозчикам вагоны. Как правило, отмечает Дмитрий Шицле, у частных компаний железнодорожной отрасли свободные от залогов активы отсутствуют - они служат обеспечением по кредитам.

Однако со временем сотрудничество между лизинговыми компаниями и перевозчиками стало более тесным. У лизингодателей накопились опыт и необходимая информационная база для более точной и достоверной оценки клиентов. Дополнительное обеспечение от них требовать перестали.

Однако самой главной причиной роста рынка ЛЖТ является интерес к этой услуге госкомпании "Российские железные дороги" (РЖД), на которую приходится почти 100% пассажирских железнодорожных перевозок в России и 60% грузовых. По некоторым оценкам, РЖД в качестве клиента занимает около 70% всего рынка железнодорожного лизинга (в госкомпании, правда, называют более скромную цифру - 30%).

"РЖД оказывает очень сильное влияние на размер рынка, - говорит Антон Зольников. - Развитие лизинга железнодорожной техники сильно зависит от политики этой компании". Поэтому, отмечает эксперт, очень трудно прогнозировать, какой окажется ситуация в секторе ЛЖТ через несколько лет.

Хотя пока тенденции положительные. Как отмечает Денис Аксенов, именно благодаря монополисту железнодорожной отрасли рынок ЛЖТ в прошлом году вырос в несколько раз. Парк техники компании сильно износился. К примеру, в начале прошлого года истек срок службы более 30% грузовых электровозов и еще большей доли пассажирских поездов. Механизм финансовой аренды для РЖД оказался хорошим вариантом обновления техники.

 

ИсточникДатаНаименование материала
rzd-partner.ru07.09.2006Аренда на рельсах