07-12-15 / 2015
Новости отрасли
Полный запрет на эксплуатацию "продленных" вагонов "достаточно реалистичен" - Дворкович

Вице-премьер РФ Аркадии Дворкович допускает возможность введения полного запрета на эксплуатацию в РФ вагонов, срок службы которых продлен после 1 января 2016 года.

"Достаточно реалистично", - заявил А.Дворкович журналистам в понедельник в Москве, отвечая на вопрос, насколько вероятна такая мера. "Президент (РФ Владимир Путин - ИФ) дал указание проработать этот вопрос", - пояснил вице-премьер. "А в чем сомнение - по универсальным вагонам?", - задал он риторический вопрос и сообщил: "Сейчас готовится решение".

Запретить эксплуатацию в России грузовых вагонов, срок службы которых продлен с 1 января 2016 г., В.Путина просил председатель наблюдательного совета Объединение вагоностроителей (ОВС), в которое входят крупнейшие предприятия отрасли, генеральный директор "Уралвагонзавода"  (УВЗ) Олег Сиенко, следует из соответствующего обращения топ-менеджера. Текст письма предоставил один из источников агентства на рынке грузоперевозок, отметив, что оно подавалось в таком содержании, но "письменной резолюции на него не получено, только устная".

Согласно документу, просьба ОВС о запрете касается подвижного состава "в груженом состоянии на путях общего пользования РФ". "Дальнейшая эксплуатация таких вагонов с обязательным проведением модернизации и назначением нового срока службы может осуществляться исключительно на инфраструктуре промышленных предприятий", - говорится в письме.

Такая постановка вопроса фактически ставит крест на действующем порядке продления срока службы вагонов, который был установлен в августе 2014 г. со вступлением в силу технического регламента Таможенного союза. Именно тогда российские власти запретили продлять срок эксплуатации подвижного состава без его модернизации и повторной сертификации, хотя еще не полностью была готова нормативная база, сертификационные органы и мощности ремонтных предприятий.

После безуспешной дискуссии по этому поводу с органами власти ряд ж/д операторов вагонов, имеющих в парке старый подвижной состав, начали активно готовиться к новым процедурам. Крупнейший владелец таких вагонов, "Первая грузовая компания" (ПГК, актив Владимира Лисина), например, получила сертификат на модернизацию двух моделей полувагонов с продлением срока службы на подконтрольном АО "Вагоноремонтное предприятие "Грязи" (Липецкая обл.), а также договорилась об этом с ОАО "Вагонная ремонтная компания-2" (ВРК-2, "дочка" ОАО "РЖД").

Представитель ПГК заявил "Интерфаксу", что, по подсчетам компании, на подготовку к новому порядку продления срока службы вагонов в РФ были потрачены десятки миллионов рублей. "Из них примерно половина - государственные средства - от Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, как заказчика процесса, до частных и условно частных вагоноремонтных компаний (например, ВРК)", - отметил собеседник агентства.

О предложениях, переданных О.Сиенко В.Путину, стало известно в конце ноября, когда в Нижнем Тагиле, где расположен УВЗ, состоялось закрытое совещание. Источники "Интерфакса" на рынке транспортного машиностроения и ж/д перевозок тогда говорили о фактическом запрете продлять срок службы грузовых вагонов в России. Глава государства поручил рассмотреть вопрос А.Дворковичу, который провел совещание по этому поводу, отмечали собеседники агентства.

Именно в такой постановке вопроса в минувшую пятницу тему комментировал и глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Отвечая на вопрос о целесообразности введения такого запрета, чиновник заявил: "Конечно, да. По грузовым вагонам - особенно". "У нас переизбыток в сети этой продукции с истекшим сроком эксплуатации. По мере списания будет высвобождаться возможность для поступления новой продукции", - пояснил он.

В понедельник в Санкт-Петербурге тему прокомментировал и первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. "В целом мы всегда за то, что парк (вагонов - ИФ) нужно обновлять. Главное, чтобы это не привело к росту стоимости услуг по перевозке в целом. Важно, чтобы это было сделано системно, не разово, не привело к росту цен для грузоотправителей", - сказал "Интерфаксу".

Правда, представитель "Первой грузовой" заявлял "Ведомостям", что компания ожидает обратного эффекта от предлагаемого запрета. "Большое количество вагонов будет выведено из эксплуатации, возникнет дефицит. Спрос на продукцию вагоностроителей не увеличится, а увеличится только стоимость перевозки, так как при нынешних ставках вагон не окупается", - говорил он. По приведенным газетой данным, из 516,3 тыс. полувагонов 19,1% эксплуатируется с просроченным сроком службы. Больше всего их в парке АО "Федеральная грузовая компания" ("дочка" ОАО "Российские железные дороги", 25,4 тыс. из 96,8 тыс.), ПГК (32,1 тыс. из 84,9 тыс.) и "Нефтетранссервиса" (12,1 тыс. из 31 тыс.).

В письме В.Путину, согласно тексту документа, О.Сиенко обосновывает просьбу ОВС падающими объемами производства вагоностроителей. В январе-октябре 2015 г. все предприятия отрасли в РФ суммарно выпустили 20,7 тыс. грузовых вагонов, что на 57% меньше чем за тот же период 2014 г., причем падение наблюдается уже третий год подряд, отмечает топ-менеджер. Практически весь изготовленный подвижной состав отправляется транспортным "дочкам" заводов или на экспорт.

"Основной причиной является существующая у операторов возможность модернизации с продлением срока службы грузовых вагонов по цене в 25-30% от стоимости нового подвижного состава и менее. Введенная в конце 1990-х гг. возможность продления срока службы грузовых вагонов являлась временной мерой и была направлена на исключение дефицита подвижного состава в РФ. В текущих условиях, когда в транспортном машиностроении при поддержке государства созданы и выведены на проектный уровень новые производства, процедура модернизации с продлением срока службы старых грузовых вагонов работает против обновления парка", - отмечает ОВС.

Кроме того, старые вагоны, несмотря на модернизацию, можно отнести к продукции с повышенным риском, снижающей уровень безопасности на железных дорогах РФ, на которых одновременно с грузовыми поездами ходят и пассажирские, добавляет О.Сиенко. "Российские предприятия транспортного машиностроения и Минпромторг неоднократно обращались с просьбой запретить любые формы продления сроков службы старых вагонов", - напоминает он.

В "Объединение вагоностроителей" входит ряд крупных производителей подвижного состава и комплектующих, в том числе предприятия корпорации УВЗ, группы RM Rail Олега Дерипаски, "Трансмашхолдинга", "Объединенной вагонной компании", ОАО "Алтайвагон" , "Рейлтрансхолдинг".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.12.2015