25-06-18 / 2018
Новости отрасли
Политэкономия на рельсах

Потеря транзитных перевозок несет существенные риски украинской магистрали.

С 8 июня ПАО "Укрзализныця" (УЗ) прекратило все операции, включая транзит, с подвижным составом российских компаний из санкционного списка и расширило его. Сейчас под запрет попал парк структурных подразделений "Газпрома", "ВТБ Лизинг" и "ВЭБ-Лизинг".

Новый перечень запрещенных грузоперевозчиков введен в соответствии с указом президента Украины о расширении санкций в отношении российских компаний от 14 мая 2018 года и будет действовать до его отмены.

Напомним, первые ограничения на российский подвижной состав были введены 31 октября 2016 года и расширены 18 мая 2017-го. Они коснулись Первой грузовой компании (ПГК), Федеральной грузовой компании (ФГК, дочерняя компания РЖД), компаний "Сбербанк Лизинг", "СГ-транс" и ее филиалов, "Рейл 1520 Сервис", "Промтрансинвест", "Агрокомплекс", ОАО "Астон" и "НефтеТрансСервис". На них запрет распространяется и сейчас. В обновленный список вошли вагоны "Газпром трансгаз Ухта", "Газпром трансгаз Югорск", "Газпром добыча Надым", "Газпромбанк Лизинг", "Газпром Нефть", "Газпром трансгаз Саратов", "ВТБ Лизинг" и "ВЭБ-Лизинг".

Как ранее сообщал "Гудок", на тот момент на территории Украины находилось 6 тыс. вагонов ФГК, которая вывела свой подвижной состав за две недели. По словам генерального директора ФГК Алексея Тайчера, компания прекратила деятельность на территории страны без особого ущерба, так как доля перевозок ФГК в этом направлении не превышала 5% в общем объеме.

В то же время в "Газпромбанк Лизинг", "ВТБ Лизинг" и "ВЭБ-Лизинг" отказались предоставить комментарии "Гудку" об объеме парка собственных вагонов на территории Украины и как запрет может отразиться на деятельности компании.

Хотя, по оценке украинских экспертов, санкции в большей степени отразятся на деятельности УЗ. "По статистике, сейчас транзитные перевозки УЗ составляют 20,1 млрд ткм в год, это 9–11% от всего трафика. И, по прогнозам компании, такой трафик будет сохраняться в ближайшие 5 лет. На мой взгляд, эти планы сформированы с учетом возможных неблагоприятных факторов. В настоящий момент нельзя точно сказать, насколько может понизиться транзит, так как неизвестно, как УЗ использовала вагоны российских операторов. Однако транзит тарифицируется в швейцарских франках, и из всех видов транспортных услуг это самый стабильный и высокоприбыльный сегмент. Поэтому решение правительства не сулит ничего хорошего УЗ, кроме существенных рисков", – прокомментировал "Гудку" руководитель Департамента аналитики инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

Как считает экс-советник министра инфраструктуры Украины Александр Кава, решение о запрете не подкреплено детальными расчетами и прогнозами. "В существующих реалиях экономике Украины будет нанесен ущерб в разы значительнее, чем потеряют российские операторы. Грузы, которые раньше двигались через Украину в направлении Польши и Словакии, теперь смогут пойти, например, через Белоруссию. И если российские операторы могут отказаться от украинского рынка в пользу другого, то Украина вернуть или восполнить транзитные потери не сможет", – считает Александр Кава.

По его оценке, с сети УЗ уйдут около 30 тыс. российских грузовых вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152025.06.2018