Для повышения эффективности перевозок необходимо решить задачу увеличения контейнеризации грузопотока. К такому выводу пришли в среду участники сессии "Контейнерная логистика Восточного полигона: вызовы и новые возможности", прошедшей в рамках Восточного экономического форума.
Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Дмитрий Мурев в ходе выступления на сессии отметил большой потенциал развития этого направления. Так, по его словам, с 2018 года среднегодовой прирост перевозок грузов в контейнерах в РФ составляет около 11%. "В 2023-м мы приросли на 14% и достигли рекордных 7,4 млн ДФЭ", – отметил Дмитрий Мурев.
В 2024 году динамика несколько замедлилась: на текущий момент рост по сравнению с прошлогодними показателями составляет 8%. В целом же уровень контейнеризации в России остается сравнительно низким. По разным оценкам, это 6-7% от рынка, в то время как средний показатель по Европе – 30%.
Условием для повышения доли контейнерных грузов участники дискуссии назвали применение новых технологий. Среди них – перевозка контейнеров в полувагонах, увеличение длины контейнерных поездов, улучшение бизнес-процессов. По словам Дмитрия Мурева, уже удалось добиться значительного увеличения вывоза контейнеров в полувагонах из портов Дальнего Востока через Восточный полигон. "Порядка 5 тыс. контейнерных поездов вывезено в этом году, 1,5 тыс. из них составлены из полувагонов", – сообщил он.
Увеличение длины контейнерных поездов также необходимо для балансировки грузопотоков, отмечалось в ходе сессии. "Контейнерный поезд в 120-140 условных единиц – это уже реальность. В графике движения на 2024 год предусмотрели подобные решения, будем и дальше увеличивать", – рассказал Дмитрий Мурев.
Заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов также отметил успехи в увеличении грузопотока через Восточный полигон. По его данным, вывоз контейнеров достиг 3308 единиц в сутки, что на 15% выше уровня ноября 2022 года.
Помогли и меры регулирования. Для стимулирования собственников подвижного состава ОАО "РЖД" предоставило тарифную скидку в размере 20% в случае перевозки контейнеров в полувагонах. По данным Дмитрия Баканова, в балансировке грузопотоков помогают и сервисы Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Среди них – оформление электронных документов в режиме одного окна, заявки через портал "Госуслуги" на пересечение погранпереходов, электронное отслеживание грузов.
В то же время для увеличения объемов контейнерных перевозок по железной дороге необходимо решение еще нескольких задач, считает Дмитрий Мурев. В том числе готовность терминалов "и по отправлению, и по прибытию" контейнеров.
Также необходимо развивать в целом по стране сеть транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Большой объем грузов с внешних рынков идет в Московский транспортный узел и потом распределяется по всей стране вплоть до Дальнего Востока. В регионах необходимы новые ТЛЦ и распределительные центры. "Это комплексная задача по оценке инвестиций, грузов. Под эти планы и будут подстраиваться РЖД", – заключил Дмитрий Мурев.
Советник президента РФ Игорь Левитин для решения задачи балансировки экспортно-импортных контейнерных грузопотоков предложил развивать другие маршруты, альтернативные Восточному полигону. Например, субсидировать перевозки через Северо-Запад, увеличивать грузопотоки через Северный морской путь. По его мнению, сейчас логистика требует комплексных решений, включая развитие коридоров в направлении Севморпути, МТК Север – Юг и маршрута Китай – Казахстан.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 04.09.2024 |