23-12-14 / 2014
Новости отрасли
Полигон инноваций

ОАО «РЖД» входит в первую десятку рейтинга Топ-50 инновационных компаний России. Стратегия инновационного развития компании охватывает множество направлений – от внедрения новых технологий до создания новых автоматизированных систем и техники нового поколения.

Оценивая итоги уходящего года, старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович назвал среди разработок, соответствующих лучшим мировым образцам, интеллектуальную систему управления движением поездов на полигоне Красная Поляна – Адлер – Сочи. Выполнение графика составило 99,6%! Развитие эта система получит на Малом кольце Московской дороги.

Полигоном отработки новых технологий стала и станция Лужская-сортировочная. Впервые здесь вместе с компанией «Сименс» реализуется автоматизированная технология роспуска вагонов. В результате себестоимость переработки одного вагона будет снижена на 5%, вдвое увеличится производительность труда работников горочного комплекса, на четверть уменьшится энергопотребление.

– Ровно 100 лет отделяет нас от события, когда впервые в мире вышел в свой первый рейс путеизмерительный вагон конструкции Николая Долгова, – сказал Валентин Гапанович. – Но и сегодня российские инженеры не уступают свои позиции в этом высокотехнологичном сегменте. Так, диагностические комплексы «Эра» и «Интеграл» превосходят зарубежные аналоги как по количеству контролируемых объектов, так и по степени автоматизации процессов управления и обработки информации.

Новым этапом в развитии мобильных средств диагностики стал первый комплекс для мониторинга инфраструктуры БАМа, созданный на базе тепловоза 2ТЭ116. Что очень важно, он проверяет путь с нагрузкой от вагона до 24 тс. 12 декабря этот комплекс передан Дальневосточной дирекции инфраструктуры. Еще одна новинка – инновационная бортовая система диагностики, которую создают отечественные специалисты для оснащения ею высокоскоростных электропоездов «Сапсан». Она сможет оценивать инфраструктуру на линии Санкт-Петербург – Москва по 76 (!) параметрам.

В этом году проведен первый этап испытаний с целью оценить возможность пропуска новых вагонов с нагрузкой 25 тс и поездов массой 7100 тонн на Восточном полигоне. Результаты показали, что для этого необходимо лишь устранить инфраструктурные ограничения, главные из которых – недостаточная мощность системы тягового электроснабжения на 17 перегонах Транссиба.

Началась и опытная эксплуатация вагонов с осевыми нагрузками 27 тс. Испытания проводятся на участке Ковдор – Мурманск Октябрьской и завершатся в следующем году. По словам Валентина Гапановича, уже получены очень интересные результаты, крайне важные как с точки зрения текущего содержания пути, так и проектирования вагонов нового поколения.

А вот еще один итог уходящего года: при увеличении в текущем году объемов выполненной эксплуатационной работы на 3,5% к уровню 2013 года снижен объем потребления топливно-энергетических ресурсов. Во многом это стало возможно благодаря четко налаженной системе мониторинга за выполнением программы энергосбережения в 2341 подразделении компании. Тысячи грузовых поездов сегодня идут по энергооптимальным расписаниям. Одним из значимых результатов этого года стало сквозное планирование графика движения поездов от Инской до станций Челябинск-главный и Екатеринбург-сортировочный. Более 1800 локомотивов оборудованы устройствами информирования машиниста об энергооптимальном режиме. В результате только на этом полигоне удалось сэкономить более 120 млн кВт/ч электроэнергии. Эффект дало и использование рекуперации. В текущем году компания превзошла наивысшее достижение 1988 года по ее объему. А в следующем поставлена задача преодолеть двухмиллиардный рубеж.

Нельзя не сказать и о развитии информационных систем, которые становятся все более интеллектуальными. Вице-президент ОАО «РЖД» Алексей Илларионов отметил, что в этом году началась реализация проектов, создающих принципиально новые возможности для решения актуальных для РЖД бизнес-задач: модернизация автоматизированной системы оперативного управления перевозками – АСОУП и формирование математической модели железнодорожных перевозок. Новая система управления должна предложить оптимальную реализацию процессов с точки зрения минимизации расходов на перевозки.

Впервые реализуется проект математической модели железнодорожных перевозок. Сегодня она рассчитывает оптимальный пропуск вагонопотоков при заданных значениях объемов перевозки, пропускных и перерабатывающих способностей и единичной себестоимости. Моделируется пропуск всех корреспонденций, заданных планом, с минимальной стоимостью их провоза по сети. А в случае если вагонопотоки превышают пропускную способность участка, модель предлагает такие варианты обхода «узких» мест, которые обеспечивают минимальные дополнительные затраты. Независимая оценка эффективности решений, получаемых с помощью этой модели, показала, что общая расчетная экономия эксплуатационных расходов может составить около 3 млрд руб. в год при действующих нормах и графике.

Сегодня многие новации диктует экономика. Она заставляет оптимизировать бизнес-портфель и экономить ресурсы, как материально-технические, так и трудовые. Теперь эта работа переходит на новый уровень: как отметил в своем выступлении на итоговом правлении вице-президент ОАО «РЖД» Виктор Степов, в компании создается проектный офис «Бережливая производственная система ОАО «РЖД». На Октябрьской магистрали выработаны основные принципы, определены и пилотные дороги для реализации проектов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.12.2014