11-08-15 / 2015
Новости отрасли
Поквартальная тарификация

Федеральная антимонопольная служба РФ считает возможным рассмотреть вопрос о поквартальной индексации тарифов естественных монополий с сохранением общего уровня годовой динамики роста этих цен. Таким образом, по мнению ФАС, можно снизить нагрузку на потребителя. 

Начальник управления контроля электроэнергетики и теплоснабжения ФАС Виталий Королев заявил, что разработка данной системы начнется в 2016 году, после прохождения тарифной кампании 2015 года. "Но вводить этот механизм будем позже и, в случае, если данную идею одобрит правительство", - подчеркнул он.

В. Королев обратил внимание на то, что в случае ее реализации итоговое повышение годовых тарифов останется неизменным и даже может снизиться за счет того, что компании получат необходимый объем средств раньше. Для потребителей, в свою очередь, это означает более плавное повышение тарифов. "Основной целью этой меры является смягчение влияния роста тарифов на инфляцию", - заключил В. Королев.

К тому же, по его мнению, итоговое повышение годовых тарифов останется неизменным и даже может снизиться за счет того, что компаниям будет предоставлен необходимый объем средств раньше, чем при индексации раз в год (сразу на 10-15%).

Участники рынка отмечают, что как раз долгосрочное тарифообразование является общемировой и разумной практикой. "Именно долгосрочные гарантии позволяют более уверенно инвестировать в свое развитие как железнодорожникам, так и их поставщикам, а также планировать объемы производства грузовладельцам", - комментируют эксперты.

Кроме того, заместитель генерального директора по развитию и работе с клиентами логистической компании "Семь" Наталья Ганусова опасается, что поскольку рост тарифов и инфляция - это два взаимодополняемых процесса, то возможна такая ситуация, при которой тарифы будут разгонять инфляцию. "Однако, возможна и обратная ситуация: с каждым последующим кварталом потребуется увеличивать тарифы, а это будет приводить все к большему росту инфляции", - заключает она.

Если взглянуть на историю вопроса, то в период 1996-2013 годов темпы роста тарифов на железной дороге были самыми низкими среди всех транспортных отраслей. Более того - они росли в 2 раза медленнее, чем в среднем на транспорте.

Основным документом в России, определяющий порядок расчета стоимости услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом, является Прейскурант 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство №1). Он был разработан и принят в рамках реформы железнодорожного транспорта еще в 2003 году. Однако в связи с постоянной модернизаций тарифной системы за последние 11 лет в него было внесено более 80 изменений.

Из ключевых стоит отметить, что была завершена унификация тарифов во внутреннем и экспортно-импортном сообщении, то есть они стали равны. Также был разработан и утвержден первый на постсоветском пространстве механизм гибкого тарифного регулирования в естественно-монопольном железнодорожном сегменте - тарифный коридор. Он позволяет РЖД менять ставку за услугу перевозки грузов в интервале -12,8% ? +13,4% от базовой стоимости. Кроме того, ликвидирована система исключительных тарифов, когда на некоторые перевозки для отдельных грузов или даже компаний предоставлялись дополнительные льготные условия.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру11.08.2015