09-07-14 / 2014
Новости отрасли
Покупателей инновационных вагонов поддержат рублем

Для того чтобы стимулировать спрос на инновационный подвижной состав Минпромторг предлагает субсидировать из бюджета часть расходов на закупку новых вагонов не только лизинговым компаниям, но и прямым покупателям. Достаточно ли этой меры для ускорения модернизации парка вагонов?

Операторам в течение года со дня подписания акта приема-передачи планируют компенсировать до 90% затрат на уплату кредитов, взятых на приобретение инновационного подвижного состава. Прямые покупатели тоже смогут единовременно получить 130 тыс. руб. при утилизации старого вагона и покупке инновационного, говорится в тексте поправок к постановлению правительства, опубликованных 16 июня текущего года.

Все эти меры касаются вагонов, выпущенных после 1 января 2014-го. Кроме того, Минпромторг предлагает расширить список подвижного состава: к грузовым вагонам могут добавиться пассажирские двухэтажные вагоны, а также грузовой подвижной состав для перевозки автомобилей.

"В проект постановления добавлены двухэтажные вагоны. Это было сделано для обновления пассажирского парка инновационным подвижным составом, который при меньшей составности поезда может обеспечить более высокий пассажиропоток и увеличить пропускную способность инфраструктуры", - подчеркнули в департаменте транспортного и специального машиностроения Минпромторга.

По словам представителей ведомства, эффект от применения данных мер поддержки будет проявляться через увеличение количества производимых грузовых вагонов нового поколения с улучшенными техническими характеристиками, увеличение доли инновационного подвижного состава на сети железных дорог, повышение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры РФ, сохранение трудовой занятости работников отрасли. К тому же дополнительные средства из федерального бюджета не потребуются. "В ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов" предусмотрены средства на реализацию данного постановления", - добавили в пресс-службе ведомства. Проект постановления планируется утвердить в августе 2014-го.

По мнению руководителя департамента технического развития компании "РМ Рейл" Сергея Ермакова, субсидирование из бюджета части расходов операторов на закупку инновационных вагонов необходимо для продвижения такого подвижного состава на рынке. Льготные условия при покупке инновационных вагонов действуют для лизинговых компаний с начала года. Однако по этой схеме не было оформлено ни одного вагона. Участники рынка считают, что основная причина в том, что сегодня отсутствует конкретное определение того, какие именно вагоны можно считать инновационными. "Проект, безусловно, обоснован необходимостью продвижения инновационного парка на рынке. Однако много вопросов у нас вызывает определение инновационности вагонов. Проблема заключается в том, что пока критерий один - это наличие тележки с нагрузкой 25 т на ось", - поясняет он.

По словам эксперта, четкое определение инновационности подвижного состава, а также расширение списка тех вагонов, которые можно было бы приобретать на льготных условиях, еще больше поспособствовало бы не только замене парка, но и в целом развитию рынка.

"Мы предлагаем ввести индивидуальные требования к моделям, которые обеспечивают улучшенные эксплуатационные характеристики и приносят покупателям дополнительную прибыль. Тогда по субсидии можно было бы приобрести не только автомобилевоз, но и контрейлерно-контейнерную платформу, платформу для контейнеров и колесной техники, комбинированный вагон для глинозема и алюминия, хоппер из алюминиевых сплавов и др. И только в таком случае следовало бы ожидать определенного увеличения спроса", - уверен С. Ермаков.

И другие производители поддерживают предложение Минпромторга о субсидировании из бюджета части расходов на закупку инновационных вагонов прямым покупателям - железнодорожным операторам. Так, Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" положительно относится к данной инициативе и надеется, что она приведет к увеличению производства инновационного подвижного состава, пояснили корреспонденту ИА РЖД-Партнер.ру в пресс-службе УВЗ.

Именно в нынешних условиях эти меры необходимы для стимулирования модернизации парка вагонов. По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна, при падении спроса на подвижной состав вагоностроение России нуждается в государственной поддержке. "При снижении производства грузовых вагонов на 20% прогнозные потери для государства могут составить около 20,995 млрд руб. (в 2014 г. - 8,384 млрд руб., в 2015 г. - 7,857 млрд руб., в 2016 г. - 4,754 млрд руб.) и порядка 23,372 млрд руб., (в 2014 г. - 7,842 млрд руб., в 2015 г. - 7,844 млрд руб., в 2016 г. - 7,686 млрд руб.) в виде недополученной прибыли предприятий от реализации грузовых вагонов за период 2014-2016 гг.", - проиллюстрировал эксперт.

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса лизинговой компании Brunswick Rail Владимир Хорошилов считает, что важной составляющей данного предложения является вариативность компенсационной схемы как для лизинговых компаний, так и для операторов. "Все заинтересованные стороны должны иметь возможность выбрать наиболее оптимальный вариант. Вопрос модернизации российского парка подвижного состава назревал давно. Даже в условиях профицита и спада экономики есть понимание того, что морально устаревшие вагоны не будут востребованы в ближайшей перспективе. Сейчас это дает возможность наиболее сильным игрокам железнодорожной отрасли укрепить свои позиции в условиях падающего рынка", - добавил эксперт. Предлагаемые меры, по мнению В. Хорошилова, будут способствовать не только модернизации российского парка вагонов, но и существенному экономическому оздоровлению самой отрасли.

Таким образом, небольшая компенсация затрат на приобретение инновационного подвижного состава лизинговым компаниям и прямым покупателям может привести к большим переменам на рынке. Достаточно ли этой меры для ускорения модернизации парка вагонов, по мнению участников рынка, покажет время.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру09.07.2014