19-03-14 / 2014
Новости отрасли
Покорение Элегеста

На прошлой неделе ЗАО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" (ТЭПК) объявило тендер на разработку документации и строительство железной дороги к Элегестскому месторождению угля в Туве. Несмотря на сложности, которые сопровождали данный проект, эксперты не сомневаются в его реализации.

В ТЭПК подтвердили, что тендер будет проходить в форме запроса предложений. Максимальная цена договора пока не установлена, заявки принимаются до 14 апреля.

Строительство 410 км железной дороги планируют начать в июне 2014 года, а в I квартале 2018-го оно должно быть завершено. Согласно техзаданию, максимальная скорость движения грузовых поездов на трассе должна составить 90 км/ч, пассажирских - 120 км/ч, максимальная масса груженных углем поездов - 6 тыс. т. Суммарные объемы грузоперевозок в первый год эксплуатации установлены в объеме 2 млн т, во второй-пятый годы - 12 млн т, в последующие годы - 15 млн т.

Напомним, ТЭПК намерена к 2019-му реализовать проект освоения Элегестского угольного месторождения, который включает в себя строительство горно-обогатительного комплекса на Элегесте мощностью более 15 млн т концентрата коксующегося угля в год, железной дороги Курагино - Кызыл и угольного порта в Ванино. Общая стоимость проекта составляет 217 млрд руб., из них 54 млрд руб. - средства ТЭПК, 163 млрд руб., как ожидает компания, составит господдержка.

Строительство 410 км железной дороги станет самой дорогой частью проекта и обойдется в 156 млрд руб. Разработка месторождения потребует 40 млрд руб., терминал в Ванино - 12 млрд руб. Также в замысел корпорации входит строительство теплоэлектростанции в Кызыле стоимостью 9 млрд руб.

Напомним, проект строительства железной дороги был утвержден правительством еще в 2007 году и должен был быть реализован за счет средств Росжелдора (147 км, 47 млрд руб.) и ЕПК (254 км, 86 млрд руб.). Росжелдор выбрал в качестве генподрядчика ООО "Стройновация" группы "Сумма", ЕПК - омское НПО "Мостовик". Строительство началось в декабре 2011 года, но вскоре было заморожено, ведомство от участия в проекте отказалось.

Однако потребность в магистрали осталась. Она имеет стратегическое значение для экономического развития всего юго-востока Сибири. Сейчас добываемый уголь доставляется до железной дороги грузовиками. Согласно разведданным, запасы Элегестского месторождения составляют 850 млн т каменного угля.

Развитие перевозок традиционно касается направлений, по которым провозятся грузы добывающих компаний - уголь, металлургия и тому подобное. Вместе с тем в формировании инфраструктуры должны быть заинтересованы не только коммерческие структуры, но и государство. "Проект Тувинской энергетической промышленной корпорации послужит импульсом для развития промышленности в Сибирском федеральном округе", - уверен эксперт-аналитик отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Павел Терешко. По его мнению, реализация проекта повлечет за собой положительный социально-экономический эффект. Однако П. Терешко полагает, что с коммерческой точки зрения такие проекты, если они финансируются без привлечения государственного инвестирования, как правило, не выглядят привлекательными.

С ним согласен директор компании Corum Rus Юрий Леванков. Он полагает, что железнодорожная инфраструктура должна принадлежать государству вне зависимости от того, кто принимал участие в строительстве объекта. "Частные инвестиции, безусловно, могут использоваться, и сегодня в России это достаточно популярная практика. При этом привлекательность для инвесторов в данном случае заключается не в получении прямого дохода, а в возможности приобретения определенных преференций", - констатировал он.

Столь масштабные проекты не могут быть дешевыми. Железная дорога к Элегестскому месторождению угля требует серьезных финансовых затрат, считает генеральный директор "Совтрансавтоэкспедиции" Леонид Шляпников. "Тем не менее дороговизна ветки при небольшой ее протяженности оправданна, поскольку линия будет выполнять свою главную задачу - станет основной транспортной артерией для массовой доставки больших объемов сырья к локациям его применения и переработки", - добавляет эксперт. По его словам, инвестиции в эффективную транспортную инфраструктуру являются базисным элементом интегрированной и современной системы поставок сырья.

Несмотря на трудности, сопровождавшие проект, а также большой объем финансовых и временных затрат, аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк считает, что в нынешних условиях проблем с поиском подрядчиков у ТЭПК не возникнет. В то же время, по его мнению, привлечь инвесторов к проекту будет достаточно сложно. "Строительство железной дороги всегда является высокорискованным проектом из-за больших капитальных затрат. Однако данная магистраль станет единственным маршрутом, и в этом ее главное преимущество", - подчеркивает он. По оценкам аналитика, проект может окупиться в течение 17-20 лет, но срок возврата инвестиций во многом будет зависеть от изменения конъюнктуры угольного рынка.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру19.03.2014