16-03-15 / 2015
Новости отрасли
Пока рост

ПЕРЕВАЛКА В ПОРТАХ В 2014 ГОДУ ВЫРОСЛА, НЕСМОТРЯ НА ПАДЕНИЕ ИМПОРТА

По итогам прошлого года грузооборот отечественных стивидоров увеличился на 5,7% к 2013 году - до 623,4 млн тонн, из которых 4,6 млн тонн привнесли порты Крыма. Объем перевалки сухих грузов возрос на 14,1%, до 292,4 млн тонн, большую часть которых обеспечил уголь - 116,3 млн тонн. Переработка наливных грузов сократилась на 0,8% - до 331,7 млн тонн (187,2 млн тонн пришлось на нефть, 128 млн тонн - на нефтепродукты).

Перевалка экспортных грузов в 2014 году составила 491,6 млн тонн, что на 6,7% больше, чем годом ранее. Объем транзита вырос на 1,4%, до 47,6 млн тонн, каботажа - на 13,2%, до 40,8 млн тонн. При этом импортный трафик сократился на 5,7%, до 43,4 млн тонн. Сказалось введенное в прошлом году эмбарго на ввоз продовольствия из ЕС и других стран, а также ослабление рубля к доллару и евро, в результате которого импортные товары резко подорожали. По экспертным прогнозам, в текущем году падение импорта продолжится ускоренными темпами, что негативно скажется на работе контейнерных терминалов, особенно в Балтийском регионе.

Ворота в Европу

В прошлом году объем перевалки грузов в портах Балтийского бассейна вырос на 3,4%, до 223,4 млн тонн. В частности, грузооборот порта Санкт-Петербург увеличился на 6%, до 61,1 млн тонн, Усть-Луги - на 21%, до 75,7 млн тонн, Высоцка - на 8%, до 17,4 млн тонн, Калининграда - на 2%, до 13,9 млн тонн. При этом грузооборот Приморска снизился на 16%, до 63,5 млн тонн.

В Санкт-Петербурге наибольший рост показали минеральные удобрения, увеличившиеся на 25,9%, до 7,6 млн тонн. Их экспортирует "Уралкалий" через свой "Балтийский балкерный терминал". Также вырос экспорт черных металлов - на 14%, до 4,4 млн тонн, и металлолома - на 59%, до 2,2 млн тонн. Перевалку металлов здесь ведут два стивидора - "Морской порт Санкт-Петербург", входящий в UCL Port металлургического магната Владимира Лисина, а также компания "Нева-металл", принадлежащая "Северстали".

Перевалка нефтепродуктов в Санкт-Петербурге выросла на 1,9%, до 14,2 млн тонн. Отгрузка осуществлялась через причалы "Петербургского нефтяного терминала".

Наряду с ростом экспорта сырья и энергоносителей в порту в прошлом году значительно снизилась переработка импортного трафика. В частности, объем рефрижераторных грузов снизился почти на 10%, до 2 млн тонн. Перевалка пищевых грузов, перевозимых в упаковке, упала на 20%, до 2 млн тонн. Ввоз продовольствия сократился на фоне введенного Россией эмбарго в августе прошлого года (подробнее см., например, "Комбинация из трех точек" в "Транспорте" № 12, 2014 г.).

В Усть-Луге в прошлом году наибольший прирост показали нефтепродукты, объем которых увеличился на 57%, до 25,6 млн тонн, в том числе около 15 млн тонн темных нефтепродуктов. Их погрузка осуществлялась через нефтепродуктовый терминал "Усть-Луга Ойл" (до апреля 2014 года - "Роснефтьбункер"). Также через Усть-Лугу в прошлом году вывезли 2,3 млн тонн нефти и 1,1 млн тонн сжиженного газа. Соответствующими терминалами здесь владеют "Транснефть" и "СИБУР".

Что касается сухих грузов, то стабильный рост показала перевалка угля. В частности, комплекс "Ростерминалуголь", принадлежащий "Кузбассразрезуглю", увеличил объемы на 5% - до 15,5 млн тонн.

Порт Высоцкий также прирос углем и нефтепродуктами. В частности, перевалка каменного топлива увеличилась на 7%, до 5,2 млн тонн. Отгрузка нефтепродуктов прибавила 8%, составив 12,2 млн тонн. Нефтепродуктовым терминалом здесь владеет компания "ЛУКОЙЛ".

Отметим, что не все балтийские порты в прошлом году смогли увеличить экспорт энергоносителей. Так, порт Калининграда снизил перевалку нефтеналивных грузов. В частности, объем нефтепродуктов здесь сократился на 27%, до 2,2 млн тонн, нефти - на 17%, до 0,8 млн тонн. Наряду с плановой индексацией тарифов на привлекательности направления сказывается падения курса рубля, повлекшее существенный рост издержек по перевозке нефтепродуктов по территории Литвы и Польши. Эти факторы сильно снизили конкурентоспособность Калининграда в плане экспорта энергоносителей.

Также экспорт нефти снизил порт Приморск. Объемы здесь упали на 16%, до 53,7 млн тонн. Напомним, что терминалом владеет группа НМТП, акционерами которой являются "Транснефть" и группа "Сумма". Отгрузка через Приморск стабильно уменьшается уже несколько лет. В "Транснефти" это объясняют перераспределением экспортных потоков в сторону Китая и стран АТР в соответствии с имеющимися договорными обязательствами.

Контейнерные терминалы на Балтике вместо ожидаемого снижения трафика в прошлом году ощутили внеплановый дефицит грузопотока. Как отмечают эксперты, лидеры российского контейнерного рынка фактически столкнулись с отсутствием грузов из Европы.

Контейнерный сдвиг

По данным РЖД, суммарный экспорт контейнеров в стране в прошлом году вырос на 8%, внутренние перевозки - на 4%, а импорт упал на 11%. В частности, в Северо-Западном и Южном регионах наблюдалось падение импорта и небольшой рост экспорта, а в направлении Дальнего Востока перевозка "ящиков" увеличилась как на вход, так и на выход.

Оборот контейнеров в портах Балтийского бассейна в 2014 году сократился на 3,2%, до 2,8 млн TEU. Отрицательный результат сложился из- за снижения импортного трафика, тогда как вывоз грузов в "ящиках" в прошлом году заметно вырос. В частности, груженый экспорт увеличился на 19,1%, до 640,7 тыс. TEU, а импорт потерял 4,3%, снизившись до 1,4 млн TEU. Контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург составил 2,4 млн TEU (-5,5%), порта Усть-Луга - 106,8 тыс. TEU (+66,8%), порта Калининград - 325,2 тыс. TEU (+0,8%).

О негативных тенденциях на контейнерном рынке свидетельствует снижение капитализации Global Ports (доля компании на российском рынке контейнерных перевозок превышает 45%) - по итогам 2014 года стоимость акций компании упала на 81% (с $14,99 до $2,75). Только в IV квартале 2014-го бумаги потеряли 61% своей стоимости. По мнению участников рынка, падение связано с негативными прогнозами инвесторов в отношении динамики рынка контейнерных перевозок в России.

Еще один стивидор на Балтике - "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (КТСП) снизил в прошлом году грузооборот на 2,2%, до 387,6 тыс. TEU, из которых 200,1 тыс. TEU (+5%) составил экспорт.

Объемы перевалки "ящиков" в дальневосточных портах выросли на 2,3%, до 1,6 млн TEU, из которых 174,2 тыс. TEU (+28%) составил груженый экспорт, 343,5 тыс. TEU (-0,1%) - порожний экспорт, 533,2 тыс. TEU (+1,4%) - импорт, 100,3 тыс. TEU (+6,5%) - транзит, 478,2 тыс. TEU (-1,8%) - каботаж. В частности, порт Владивосток - единственный в стране смог нарастить как экспортный (+6%), так и импортный (+12%) контейнерный трафик. Контейнерооборот порта в целом вырос на 5,8%, до 870,1 тыс. TEU. Вместе с тем объемы портов Восточный и Корсаков сохранились на уровне 2013 года - 474,7 тыс. TEU и 102,7 тыс. TEU соответственно. При этом Находка, где работает ВСК, показала рост экспорта на 24% при падении импорта на 13%.

Для того чтобы хоть как-то компенсировать выбывшие объемы перевалки импортных грузов, стивидоры начали активно искать новых грузовладельцев. В частности, на терминале "Восточной стивидорной компании" (ВСК, входит в Global Ports) в прошлом году запустили регулярный транзит китайских "ящиков". Как отмечают представители компании, он организован в рамках международного транспортного коридора "Приморье-1" между северными и южными китайскими провинциями. В частности, 40-футовые контейнеры прибывают на станцию Находка-Восточная ДВЖД через железнодорожный погранпереход Суйфэньхэ-Гродеково с севера Китая, затем их грузят на суда и отправляют в южные китайские порты Шанхай и Хуанпу. Для ускорения доставки по железной дороге погрузка контейнеров в Суйфэньхэ производится в российские вагоны, чтобы исключить перестановку в Гродекове. РЖД в прошлом году ввели понижающий коэффициент 0,7 к тарифу на перевозку китайских грузов в Находку. В случае запуска регулярного контейнерного сервиса скидка может быть увеличена до 50%. В текущем году аналогичные перевозки планируется наладить в рамках транспортного коридора "Приморье-2" - через погранпереход Хуньчунь - Махалино и порт Зарубино.

Отметим, что дальневосточные порты вышли в плюс не только в перевалке контейнеров. Поступательное увеличение экспорта предопределило динамику по основным номенклатурам грузов.

Лидирующие позиции

Стивидоры Тихоокеанского бассейна в 2014 году показали самый большой рост грузооборота в стране. Объемы здесь выросли на 12,3%, до 162,5 млн тонн, в том числе сухих грузов - 97 млн тонн (+16,3%), наливных - 65,5 млн тонн (+6,7%). В частности, порт Восточный увеличил перевалку на 19,7%, до 57,8 млн тонн. Порт Ванино прибавил объемы на 10,4%, до 26,2 млн тонн. Порт Находка нарастил переработку на 13%, до 20,7 млн тонн.

Традиционно большую часть грузов в дальневосточных портах составляет уголь. Из 116,3 млн тонн каменного топлива, вывезенного в прошлом году через российские порты, около 85 млн тонн (73%) отгрузили тихоокеанские стивидоры. По сравнению с 2013 годом рост переработки угля там увеличился на 23,3%. Так, крупнейший угольный стивидор региона - компания "Восточный Порт" (владеет "Кузбассразрезуголь") перегрузила 21,8 млн тонн угля, что на 22,9% больше, чем в 2013 году. "Дальтрансуголь" (СУЭК) отправил свыше 20 млн тонн (+24%). "Торговый порт Посьет" ("Мечел") экспортировал свыше 5 млн тонн (+24,3%).

По некоторым данным, имеющиеся стивидорные площадки на Тихоокеанском побережье уже не справляются с наплывом угля. Так, СУЭК в прошлом году максимально увеличил экспорт каменного топлива на восточном направлении. В частности, "Малый порт", которым наряду с "Дальтрансуглем" владеет компания, перевалил 2,6 млн тонн угля. Это рекордный результат, превышающий фактическую мощность порта. Для дальнейшего наращивания грузооборота стивидор планирует провести дноуглубление и увеличить мощности до 4 млн тонн.

Компания ЕВРАЗ, владеющая терминалом в Находке, в прошлом году быстро модернизировала перевалочные мощности, переориентировав их с приема импортных грузов на экспорт угля. За счет этого увеличился трафик каменного топлива из Кемеровской области. В частности, с шахты "Распадская", холдинга "Сибуглемет" и компании "Сибирский антрацит". В итоге грузооборот "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" вырос на 25%, до 9,3 млн тонн, в том числе объем перевалки экспортного угля вырос на 53%, до 5,5 млн тонн, черных металлов - на 6%, до 3,6 млн тонн.

Как подчеркнули участники организованного "Гудком" круглого стола "Железнодорожные перевозки угля: основные проблемы и перспективы их решения", российский уголь направляется и через недавно запущенный в эксплуатацию северокорейский порт Раджин (см., например, "Российский уголь в Раджине" в "Транспорте" № 7, 2013 г.).

Отметим, что экспорт угля в прошлом году вырос также и через южные порты.

Южные берега

Как отмечают железнодорожники, в прошлом году за счет реализации в Турции крупных инфраструктурных проектов увеличилась перевозка угля и лома черных металлов в адрес российских стивидоров Азово-Черноморского бассейна. В частности, данный ассортимент нарастили Новороссийский судоремонтный завод (+18,5%) и Ростовский порт (+1,3%).

В целом объем перевалки грузов в портах Азово-Черноморского бассейна в 2014 году вырос на 11,2%, до 194,5 млн тонн, в том числе сухих грузов - 76,9 млн тонн (+21,9%), наливных - 117,7 млн тонн (+5,2%).

Больше всего южные порты прибавили зерновых грузов. Так, экспорт зерновых через порты Краснодарского края в 2014 году увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2013 годом - до 21 млн тонн, из которых 14,9 млн тонн составила пшеница. Зерно и продукты его переработки были отгружены в 74 страны дальнего и ближнего зарубежья. Самыми крупными покупателями стали Турция, Египет, Судан, Йемен, Нигерия, Кения, Южно-Африканская Республика, Мексика и Саудовская Аравия.

Крупнейший российский стивидор - Группа НМТП перевалила 131,1 млн тонн, что на 7% меньше, чем в 2013 году. Подчеркнем, что объем с учетом экспорта нефти и нефтепродуктов в Приморске в размере 53,7 млн тонн. В самом Новороссийске объем перевалки сырой нефти снизился на 18,2%, до 30,4 млн тонн, при этом экспорт нефтепродуктов увеличился на 11,1% - до 16,4 млн тонн.

Перевалка навалочных грузов в НМТП в прошлом году выросла на 40%, до 12,3 млн тонн, в том числе зерна было переработано 7,4 млн тонн (+82,9%), ЖРС - 1,7 млн тонн (-12,9%), сахара - 1,2 млн тонн (+38%), угля - 1,2 млн тонн (+33%), минудобрений - 0,8 млн тонн (-4,9%).

Объем перевалки генеральных грузов увеличился на 12%, до 11,8 млн тонн. В том числе черных металлов было экспортировано 9,5 млн тонн, что на 11,6% больше, чем в 2013 году. Прирост лесных грузов составил 36,7%, грузооборот увеличился до 0,6 млн тонн. Вместе с тем импорт скоропортящихся грузов потерял 8,9%, сократившись до 0,3 млн тонн.

Контейнерооборот НМТП в 2014 году составил 639,7 тыс. TEU (5,5 млн тонн), что на 29,2 тыс. TEU больше, чем в 2013 году (в том числе входящая в группу Балтийская стивидорная компания (БСК) перевалила 179,3 тыс. TEU (+7,6%)). Темпы роста составили 4,8% в TEU и 13,1% в тоннах. В то же время суммарный оборот контейнеров в российских портах Азово-Черноморского бассейна в 2014 году вырос всего на 0,1%, до 747,9 тыс. TEU, в том числе груженый экспорт составил 125,9 тыс. TEU (+16,1%), порожний экспорт - 251,1 тыс. TEU (-4,4%), импорт - 368,4 тыс. TEU (-1,8%), транзит - 251 TEU (+36,4%), каботаж - 2181 TEU (рост в 5,7 раза).

Объем перевалки грузов в портах Каспийского бассейна увеличился на 0,8%, до 7,9 млн тонн, в том числе сухих грузов было перевалено 3,5 млн тонн (+14,2%), наливных - 4.4 млн тонн (-7,8%). В этом бассейне продолжается сокращение экспорта нефти. Так, порт Махачкала в прошлом году снизил объемы на 3,9%, до 9.5 млн тонн. Вместе с тем стивидоры Астрахани нарастили объемы работ за счет зерна - 2,7 млн тонн (+12,8%). Грузооборот порта Оля сократился на 15,1%, до 0,3 млн тонн (подробнее см., например, "На подступах к Каспию" в "Транспорте" № 1-2,2015 г.).

Что касается портов Республики Крым и стивидоров Севастополя, то в прошлом году они снизили перевалку до 4,6 млн тонн. Порт Севастополя обработал 1,1 млн тонн (-76,6%), Керчь - 0,4 млн тонн (-85,6%), Феодосия - 0,4 млн тонн (-86,1%), Евпатория - 0,2 млн тонн (-81,9%), Ялта - 5,5 тыс. тонн (-96,6%).

ПО ЭКСПЕРТНЫМ ПРОГНОЗАМ, В ТЕКУЩЕМ ГОДУ ПАДЕНИЕ ИМПОРТА ПРОДОЛЖИТСЯ УСКОРЕННЫМИ ТЕМПАМИ, ЧТО НЕГАТИВНО СКАЖЕТСЯ НА РАБОТЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ, ОСОБЕННО В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ

АРКТИКА ПРОВАЛИЛАСЬ

Грузооборот морских портов Арктического бассейна в прошлом году упал на четверть - до 35 млн тонн (-24,2%). Здесь сохранилась тенденция сокращения экспорта нефти и нефтепродуктов, которые снизились в 2,4 и 1,9 раза соответственно. В сумме переработка нефтеналива упала на 55%, до 9,8 млн тонн. Минус показали терминалы: "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" (-12,4%), "Первый мурманский терминал" (снижение в 2 раза) и "Каммандит Сервис" (-36,4%).

В то же время в сегменте сухих грузов произошел рост - на 2,6%, до 25,2 млн тонн. Положительную динамику обеспечила перевалка угля ( + 6,4%) и минеральных удобрений ( + 6,2%), при этом снизились объемы переработки руды (-23,3%), грузов в контейнерах (-4,9%), цветных металлов (-5,4%) и лесных грузов (-3,6%).

Грузооборот порта Мурманск составил 21,9 млн тонн (-30,4%), порта Архангельск - 4,2 млн тонн (-12,4%), порта Варандей - 5,9 млн тонн ( + 9,2%).

Уголь остается самым переваливаемым сухим грузом в отечественных портах

Чтобы хоть как-то компенсировать выбывшие объемы перевалки импортных грузов, стивидоры начали активно искать новых грузовладельцев

ИМЕЮЩИЕСЯ СТИВИДОРНЫЕ ПЛОЩАДКИ НА ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ УЖЕ НЕ СПРАВЛЯЮТСЯ С НАПЛЫВОМ УГЛЯ

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт16.03.2015