15-05-24 / 2024
Новости отрасли
Пока не конкурент

В Грузии завершена реконструкция 183-километрового участка Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).

Грузинский участок

Председатель железных дорог Азербайджана Ровшан Рустамов сообщил о завершении реконструкции 183-километрового грузинского участка Ахалкалаки – Тбилиси железной дороги Баку – Тбилиси – Карс (БТК) общей протяженностью 826 км. Грузинский участок БТК расположен в горной местности на высоте 2400 м над уровнем моря. Его эксплуатация сложна, поскольку зимой нередки снегопады и заморозки до минус 30°С.

Этот участок считается одним из ключевых в ТМТМ. После модернизации провозная способность БТК выросла в пять раз – до 6,5 млн тонн в год.

Евросоюз обещал инвестировать в ТМТМ 10 млрд евро. А для расширения потенциала ТМТМ планируется построить новый логистический центр на площади 110 га в Ахалкалаки, недалеко от границы с Турцией. Также до конца 2024 года при участии компаний ADP (ОАЭ) и Tbilisi Drama Port (Грузия) планируется построить в Тбилиси сухой порт с мощностью перевалки до 200 тыс. ДФЭ в год.

Маршруты на выбор

Отметим, что ТМТМ – еще один маршрут по направлению Восток – Запад. Он должен дополнить транспортные коридоры, по которым грузы следуют между ЕС и Китаем в обход России. Однако до загруженности имеющихся МТК ему далеко. Так, в январе – апреле 2024 года по ТМТМ перевезено 6319 ДФЭ, в том числе 4020 ДФЭ с транзитными грузами. Для сравнения: в январе – апреле 2024 года по сети ОАО "РЖД" во всех видах сообщения было перевезено 2 млн 567,7 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ, в том числе во внутреннем сообщении – 1 млн 33,2 тыс. ДФЭ.

ТМТМ связывает грузопотоки между Китаем и ЕС через Казахстан, Азербайджан и Грузию. Грузопоток по этому маршруту разделяется в портах Грузии для транзита через Черное море в страны ЕС и через Турцию в ЕС.

Несмотря на кажущуюся привлекательность ТМТМ, у него есть ряд недостатков. Среди них – стоимость транспортировки и длительность паромных переправ из Казахстана в Азербайджан, которые занимают треть времени доставки грузов по всему транскаспийскому маршруту. В случае штормов это время увеличивается в ожидании хорошей погоды. Поэтому сроки доставки могут колебаться от 14 до 60 дней.

По альтернативному евразийскому маршруту сроки примерно в два раза меньше, согласно данным Объединенной транспортно-логистической компании. Кроме этого, по стоимости транзит грузов по евразийскому маршруту ниже грузоперевозки по ТМТМ (иногда почти на треть), по данным индекса ERAI (Eurasian Rail Alliance Index).

Управляющий партнер ООО "Инфра Проекты" Алексей Безбородов отметил, что "горные маршруты никогда не бывают эффективны". "Ну, есть он и есть, он помогает в торговле, и это замечательно. Я в принципе не понимаю интереса к этим маршрутам", – считает эксперт. Он отметил, что транскаспийский маршрут нельзя сравнивать с евразийским. "ТМТМ – это просто как некая полоска на карте с определенным количеством небольших перевозок. Транссибирский и трансказахстанский маршрут на Россию и Беларусь – это полноценный маршрут с нормальной тарификацией, с возможностью узнать цены и так далее", – подчеркнул он.

ТМТМ может быть интересен кавказским странам, а также государствам Средней и Центральной Азии, считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его мнению, этот маршрут поможет им быстрее доставлять свои товары в Европу и на Ближний Восток, а также в Африку. Кроме того, транскаспийский маршрут может быть интересен странам Азии с учетом сложностей с судоходством в Красном море и начительной загрузкой Восточного полигона отечественных железных дорог.

В числе потенциальных рисков ТМТМ Дмитрий Баранов назвал необходимость перевалки грузов в подвижной состав другой ширины колеи, чтобы доставить груз до какого-либо порта, – это может увеличить стоимость перевозки и ее сроки. "Если востребованность данного маршрута будет расти быстрыми темпами, то увеличение его пропускной и провозной мощности может потребовать значительных средств и дополнительного времени и может сказаться на его текущей деятельности", – считает Дмитрий Баранов.

 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

15.05.2024