Осложненный возврат контейнера, необходимость получения разрешения на вывоз товаров, пробки на границах и увеличившиеся сроки проверки – это лишь малая часть проблем, с которыми приходится сталкиваться при торговле с Китаем. О ситуации с контейнерным транзитом "РЖД-Партнеру" рассказала специалист операционного отдела Novelco Алина Чепурная.
– Какова сейчас ситуация на рынке контейнерных перевозок? Что заметно изменилось за последнее время? Какие возникли сложности и наметились тенденции?
– Несмотря на запреты и ограничения из ряда стран на импорт в РФ, поставки продолжают идти. Наш основной импортер – Китай. Также активный товарооборот начинает развивать Вьетнам. Груза из него пока не так много, и сервис только недавно вошел в предложения агентов, но эксперты считают это направление перспективным. Говоря про Китай, основные локации для ж/д отправок – это по-прежнему индустриальная часть: Гуанчжоу, Нинбо, Шенчьжень, Фошань, Шанхай. Соответственно, и выходы оттуда самые непростые: это и места на поездах, и цены на перевозки. В этом году не наблюдается традиционного весеннелетнего снижения ставок. После их резкого скачка весной цены не только не уменьшились, а на некоторых направлениях даже увеличились. Одна из прямых причин таких повышений – отсутствие порожнего оборудования в Китае. Из России на экспорт идет не так много груза в контейнерах, и они попросту не успевают вернуться для дальнейшей затарки. С весны этого года мы видим сильное повышение ставок на перевозки по прямому железнодорожному сообщению из Китая. Тогда же и возникла сложность с наличием в Китае порожнего оборудования. Некоторые собственники уже везут незатаренное оборудование обратно, что, естественно, закладывается в изначальную импортную стоимость. Пока ситуация с возвращением в Китай порожних полностью не решена. Также летом этого года Китай ввел экспортные ограничения на ряд товаров, таких как оборудование, запчасти и прочее. Теперь для экспорта таких товаров требуется разрешение различных ведомств Китая, получение лицензии, предоставление различной документации по составу оборудования и его дальнейшему использованию для получения разрешения на вывоз. А вот выбор вида транспорта для контейнерной перевозки существенно не изменился. Все так же при отправке грузов импортеры рассматривают все виды – все зависит от требований к перевозке и индивидуального предпочтения.
Если сравнивать контейнерные перевозки по прямому железнодорожному сообщению и мультимодальную перевозку, ситуация сейчас идентичная – ставки высокие, места надо бронировать заранее.
– Какие еще факторы мешают увеличению потока?
– Введенные летом 2024 года в Китае экспортные ограничения на ряд товаров создают дополнительные пробки на границах. Теперь, помимо проверки на железнодорожных станциях при отправке, проверка происходит и на погранпереходах: останавливают и досматривают все контейнеры, в которых находятся грузы, попавшие под ограничения. Проверяют все сопутствующие документы, также могут запросить и новые. Во внимание таможенников может попасть и любой другой контейнер, в котором, по их мнению, есть "подозрительный" груз. Так как количество груза из Китая не уменьшилось, очереди скапливаются колоссальные! На проверку одного контейнера уходит порядка одной недели. Если возникают дополнительные вопросы – больше. Многие запросы на возможность вывоза груза еще на стадии рассмотрения соответствующими ведомствами, то есть в будущем нас ожидает еще больший грузопоток. Пока вся проверка происходит в ручном режиме.
Какие будут найдены варианты решения для ускорения проверок и, соответственно, ускорения прохождения грузом погранпереходов, пока сказать сложно. Но и Россия, и Китай заинтересованы в разрешении сложившейся ситуации с заторами на границах, поэтому поиск выхода – вопрос времени.
Повышение ставок на прямое железнодорожное сообщение из Китая вот уже несколько месяцев происходит на еженедельной основе, а иногда и чаще.
Ситуация, как я уже говорила, связана с жесткой нехваткой порожних контейнеров в Китае и оборудованием на погранпереходах. И это уже можно назвать барьером, так как импортерам приходится подолгу ждать отправок груза. Во избежание дополнительной загрузки погранпереходов КЖД снижают план. Некоторые собственники контейнеров уже установили минимальные ставки на экспорт – порядка $1000. Некоторые везут пустые.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
19.08.2024 |