11-01-13 / 2013
Новости отрасли
Поиск новой технологии взаимодействия субъектов ж/д транспорта стал задачей номер один для всех причастных к рынку грузовых перевозок

После окончательного перехода инвентарного парка грузовых вагонов в разряд приватного и при наличии на сети почти 1,5 тыс. владельцев подвижного состава поиск новой технологии взаимодействия субъектов железнодорожного транспорта стал задачей номер один для всех причастных. И первым шагом на пути к более жесткой регламентации перевозочного процесса и повышению ответственности операторов за перемещение вагонов стал приказ Минтранса № 258.

Напомним, приказ, регламентирующий перемещение приватного порожнего подвижного состава, был принят и частично вступил в силу еще в ноябре 2011 года. С конца января 2012-го заработали его основные новеллы - необходимость указания в заявке ГУ-12

собственника вагона и невозможность перемещения порожняка без предъявления заявки на последующую перевозку в нем груза.

Сначала новый порядок касался не всей сети. С марта он был распространен повсеместно, кроме Северо-Кавказской железной дороги. Изначально документ регламентировал перемещение универсальных полувагонов. С середины июня сфера действия приказа была расширена, и теперь под его регулирование, помимо полувагонов, подпадают также крытые платформы (кроме фитинговых) и нефтеналивные цистерны.

Появление такого документа было обусловлено прежде всего образованием гигантских пробок из порожних вагонов в местах массовой погрузки на протяжении 2011 года, преимущественно в Кузбассе. Дабы снизить число порожних пробегов (в том числе встречных), прекратить хаотичное передвижение порожняка по сети и отвлечение тем самым дефицитных тяговых ресурсов, а также ухудшение ситуации с инфраструктурными ресурсами, было принято решение о целевом отправлении порожняка под погрузку.

Участники рынка оценили важность введения порядка регламентации перемещений порожняка и поддержали саму идею появления такого документа. Хотя стоит отметить, что в начале года новые правила попортили немало крови как операторам, так и грузовладельцам. Первые не всегда имели согласованные заявки на перемещение своих вагонов от мест выгрузки. Вторые не всегда знали, кто реальный собственник подвижного состава, поданного им под погрузку. А учитывая то, что сроки доставки вагонов по сети далеко не идеальны, планировать заранее и согласовывать заявки на перемещение порожняка иногда было практически невозможно. Особенно тяжело приходилось малым и средним компаниям, которые неоднократно выступали с предложениями распространить действие приказа № 258 исключительно на маршрутные и групповые отправки.

Но и у крупных операторов были свои претензии к нормативному акту. Так, представители единственной саморегулируемой организации операторов предлагали изменить разрешительный порядок внесения изменений в заявку ГУ-12 на уведомительный.

А также включить в процесс согласования заявки грузовладельцев.

Часть предложений операторов была услышана ОАО "РЖД". Так, по итогам работы по приказу на протяжении первого полугодия в Минтранс были направлены предложения по коррекции данного документа.

Впрочем, главная несправедливость, по мнению операторов, до сих пор заключается в том, что нормы приказа не распространяются на парк ВСП. Конечно, здесь есть серьезное идеологическое противоречие, так как постановление правительства № 1051, регламентирующее работу парка ВСП, издавалось для восстановления технологии перевозок вагонов балансовым методом, а приказ № 258, напротив, касается технологии адресной отправки вагонов под заявку. Но, с другой стороны, существование двух каст вагонов, работающих на одной сети по разным принципам, не позволяет говорить о наличии нормального рынка и равных условий.

К концу года дискуссии по поводу этого приказа слышны все реже. Правда, это может быть обусловлено появлением новых, более животрепещущих тем. Тем не менее многие отмечают, что с появлением новых правил пробки просто переместились с мест погрузки в места массовой выгрузки. В связи с чем также пострадали портовики, которые отмечают, что проблема с брошенными вагонами таким образом только обострилась.

В то же время в некоторых компаниях уверены, что несмотря на многие сложности, связанные теперь с оформлением заявок, на сети все же удалось добиться уменьшения хаотичности в подаче подвижного состава, повысить мотивацию к более тесному сотрудничеству операторов и грузовладельцев. К тому же в последнее время на глазах растет степень ответственности операторов за свои действия на сети, в чем также немалая заслуга приказа № 258.

Кроме того, по словам представителей ЦФТО, не исключено, что уже в ближайшее время положения приказа будут распространены на перемещение крытых вагонов и платформ. Так что, судя по всему, даже несмотря на некоторые недостатки документа и регулятор, и перевозчик уверены в его позитивном воздействии на рынок и по-прежнему возлагают на него большие надежды в вопросе повышения эффективности перевозочного процесса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер10.01.13Правила порожнего движения