10-02-12 / 2012
Новости отрасли
Погрузка угля по сети РЖД в 2011 году составила 296,2 млн т, что выше показателя 2010-го на 3,4% и почти соответствует уровню 2008-го

Январь 2011 года начался для угля с прибавки в 3,9% к январю 2010-го. Февраль и март оказались менее удачными: увеличение составило всего 0,6 и 0,2% соответственно. Единственное за прошедший год снижение было допущено в апреле (-2,1%). С мая погрузка угля показывала стабильный рост по отношению к 2010-му в пределах от 3 до 5%. Однако в абсолютных цифрах происходило снижение (на 2-3 млн т по сравнению с мартовской планкой в 25,9 млн т).

На фоне этой тенденции к октябрю выяснилось, что в Кузбассе остаются невывезенные объемы. Это стало поводом для обращения губернатора Кемеровской области Амана Тулеева к президенту. Благодаря тесному взаимодействию всех участников перевозочного процесса в кратчайшие сроки удалось существенно увеличить среднесуточную погрузку и в целом справиться с поставленной задачей.

В то же время, оценивая результаты работы в прошлом году, крупнейшая угледобывающая компания "Кузбассразрезуголь" (КРУ) объявила о планах по снижению добычи в 2012-м примерно на 2-3 млн т, чтобы продать избыток, образовавшийся по причине проблем с вывозом. Кроме того, в КРУ приняли решение о закупке 2,5 тыс. полувагонов в собственность. Такие выводы сделали для себя угольщики исходя из трудностей, с которыми им пришлось столкнуться в минувшем году.

Справедливости ради надо заметить, что 2011-й стал для Кузбасса рекордным в истории российских железных дорог в плане количества погруженного угля. Объемы составили 186,7 млн т (в целом по Западно-Сибирской железной дороге - 189,3 млн т). При этом кузбасскими предприятиями добыто 192,2 млн т - это даже выше ранее сделанных прогнозов. По сравнению с 2010 годом добыча увеличилась на 7 млн т, погрузка - на 6,3 млн т. Таким образом, дельта между добычей и погрузкой возросла с 4,8 до 5,5 млн т.

Прирост погрузки в 2011-м обеспечен за счет таких предприятий, как "Южный Кузбасс" (+10%), Талдинская угольная компания (+28%), Кузбасская топливная компания (+43%), "ЮКАС-Холдинг" (+17%), шахта "Березовская" (+85%), "Стройсервис" (+22%) и пр. Сократилась погрузка (на фоне снижения добычи) у КРУ (-5,5%), "Южкузбасс-угля" (-11%), компании "Распадская" (-16%) и "Сибуглемета" (-13%).

Более устойчивой в течение года была погрузка у тех предприятий, которые в наибольшей степени привлекали под перевозки парк частных операторов. Те же, кто подавал заявки преимущественно на подвижной состав под?управлением холдинга?"РЖД", ощущали серьезный дефицит. Один из последних случаев произошел на КрасЖД.

В декабре 2011 года ОАО "СУЭК" подало заявку на перевозку 81% месячного объема угля именно на парк АГ. "Возникший искусственный дефицит полувагонов, а также превышение простоя имеющихся вагонов на подъездных путях этой компании к концу года привели к скоплению на складах 1 млн т твердого топлива, - рассказали в Красноярском ТЦФТО. - Сегодня для обеспечения вывоза продукции разработан и утвержден индивидуальный график ежесуточной отгрузки". Такие моменты, безусловно, оказывают негативное влияние на ритмичность погрузки.

В целом же в 2011 году был достигнут наивысший результат по добыче угля в постсоветской России - 336,1 млн т, что на 4% больше показателей предыдущего года. Суммарно поставка российских углей потребителям составила 305,1 млн т (+2,9% к 2010 г.).

ОАО "РЖД" планировало по итогам 2011-го увеличить погрузку угля на 6% к уровню 2010 года, до 304 млн т.

Результат оказался более скромным (296,2 млн т), однако он позволил подтянуться к докризисному уровню. На экспорт перевезен рекордный объем - 117 млн т. По данным ОАО "РЖД", за последние 8 лет экспортные перевозки угля удвоились, доля каменного угля в грузообороте возросла с 28,4 до 34,1%. За период с 2004 по 2011 год уровень маршрутизации при перевозках данной номенклатуры увеличился с 61,6 до 75,9%.

Вероятно, достигнутые объемные показатели - это только начало еще более стремительного роста в будущем. Напомним, что правительство утвердило Программу развития угольной отрасли на период до 2030 года. Согласно ее положениям, за это время добыча угля в России вырастет до 430 млн т. За счет модернизации производственных мощностей, а также смещения угледобычи в направлении востока страны планируется снизить транспортные затраты угольщиков и повысить эффективность поставок твердого топлива. Так, средняя дальность перевозок сократится в 1,2 раза, в том числе на внутреннем рынке - в 1,4 раза.

В то же время планомерное увеличение предъявляемого к погрузке угля повысит нагрузку на железнодорожную сеть, значит, успех угольщиков будет напрямую зависеть от снятия инфраструктурных ограничений, а также нахождения оптимальной схемы управления вагонопотоками.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер.ru09.02.12Уголь: рекорд взят