10-02-20 / 2020
Новости отрасли
Погрузка РЖД в январе: ретроспектива и перспективы

В январе 2020 года ухудшились показатели качества железнодорожных перевозок: грузов перевозилось меньше, но оборот вагона не улучшился. На сети также оставалось значительное количество брошенных поездов, которые тормозили движение на подходах к станциям выгрузки. Тяга и графики движения

Ситуация выглядит странновато: по данным опросов, которые проводятся журналом "РЖД-Партнер" в рамках "Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте", на фоне снижения объемов погрузки отправители ожидали, что обещанные РЖД графики перевозок будут соблюдаться точнее. Однако в итоге было отмечено только одно бесспорное улучшение: на перегонах поезда двигались быстрее.

Это не удивительно: по оперативным данным ОАО "РЖД", в январе 2020 года в среднем в сутки на сеть выходило 10 570 магистральных грузовых локомотивов, что на 0,9% лучше аналогичного показателя 2019 года.

Меньше ждали и маневровых локомотивов на станциях отправления. Это опять-таки произошло потому, что в январе текущего года рабочий парк маневровых локомотивов РЖД вырос.

Доставки не в срок

Тем не менее, это не означало увеличение доли доставок в срок. Причина – сложившийся дисбаланс между объемами погрузки и выгрузки. По стечению обстоятельств в такой ситуации ужесточился логконтроль. Причем, сигналы о перегрузке, которые появлялись в АСУ различных дирекций вызывали удивление клиентов. Их представители видели свободные пути на станциях разгрузки, но тем не менее в АС ЭТРАН отражался запрет на отправку состава.

Если по поводу запреты еще можно понять, то откуда брались сигналы о нехватке маневровых локомотивах, когда их вроде бы должно было находиться на станциях, как минимум, в достатке, – не вполне ясно. Очевидно, и для маневровой тяги выдавались какие-то внутренние запреты.

Таким образом, январь вскрыл любопытный нюанс: оказывается отсутствие локомотива не всегда означает физическую нехватку тяги. Ее могут не подать из-за неготовности инфраструктуры или, скажем, отсутствия осмотрщиков.

Где тормоз?

Это означает, что попытки привлечь на сеть дополнительные объемы грузопотоков в январе, которые предпринимались на железных дорогах, наткнулись на инфраструктурные барьеры. В таком случае сложно ожидать выхода из отрицательной зоны динамики погрузки и феврале нынешнего года, что подтверждают и предварительные итоги первых дней текущего месяца.

Снижение погрузки продолжилось как на экспорт и во внутреннем сообщении. Напомним, что в январе эти показатели упали на -7,5% и -3,5%, соответственно. При этом в декабре прошлого года, по данным Росстата, объем промышленного производства увеличился на +2,1%.

Правда, при этом расчетный интегральный индекс грузообразующих отраслей экономики, по данным ОАО "РЖД", за тот же период составил -0,9%. Это объясняет уход в минус железнодорожной погрузки в январе 2020 года. Но не до такой же степени, как это было зафиксировано статистикой (-4,9% к аналогичному периоду прошлого года).

Ссылка на форс-мажор

Между тем, перевозчик в своих последних комментариях к итогам января все сваливает именно на форс-мажор. Но факты как-то не выстраиваются в логическую цепочку: например, сокращение добычи угля зафиксировано всего на -2% (ухудшение мировой конъюнктуры в Европе, снижение потребления топлива угольными ТЭЦ из-за теплой зимы), а погрузка угля упала на -10,8%. Заметим, что попытки его больше вывезти на дальневосточном направлении привели к появлению на дальних подходах к российским морским портам к появлению брошенных поездов.

Погрузка нефтегрузов уменьшилась на -3,9%, как объяснили в ОАО "РЖД", из-за снижения в декабре 2019 года объемов производства топочного мазута на 8,2%, автомобильного бензина – на 3,4%, дизельного топлива – на 2,6%, прямогонного бензина – на 7,1%. В ОАО "РЖД" это связали с тем, что нефтепродуктов больше перекачали в трубу на экспорт, а также вспомнили о негативном влиянии на динамику железнодорожных перевозок нефтепродуктов налогового маневра в нефтяной отрасли, стимулирующего увеличение выпуска светлых нефтепродуктов, транспортировка которых тяготеет к трубопроводному транспорту.

Кто кого стимулирует

Любопытно, что в те периоды, когда в прошлом году сети РЖД удавалось привлечь дополнительные грузопотоки, то ссылались на привлекательность предложенных клиентам транспортным продуктов. Сейчас, когда погрузка ушла в минус, согласно логике, следует говорить о факторах, которые не устраивают клиентов. Но вместо этого звучит старая песня о форс-мажоре.

В этом свете интересны и два других комментария. Первый – рост погрузки руды ввиду благоприятной ценовой конъюнктуры мирового рынка в январе 2020 г. из-за сокращения его предложения со стороны крупнейших поставщиков Бразилии и Австралии (компаний Val" и RioTinto).

Второй – снижение погрузки металлов на экспорт на 7,8% в условиях сохранения неблагоприятной ценовой конъюнктуры. Т.е. опять-таки РЖД – не локомотив экономики, а некий прицепной вагон: куда грузообразующие отрасли движутся, туда и следует железнодорожный перевозчик.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.02.2020