04-10-16 / 2016
Новости отрасли
Погрузка не падает даже в кризис

Погрузка на сети дорог сегодня определяет во многом то, с какими финансовыми показателями завершат год российские железные дороги. Ситуацию осложняет то, что экономика страны находится сегодня отнюдь не на подъеме. Поэтому наш разговор не только о тенденциях в грузоперевозках, но и о том, какие меры принимаются в компании, чтобы сохранить существующий уровень погрузки.

Тарифный коридор позволяет проводить более гибкую ценовую политику. Салман Бабаев, вице-президент ОАО "РЖД"– На фоне экономического кризиса в стране на сети железных дорог пока наблюдается положительная динамика грузоперевозок. Правда, они растут в основном за счет низкодоходных грузов. В чем, на ваш взгляд, причина этого явления?

– Начну с главного: за 9 месяцев этого года погрузка на сети дорог выросла на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила почти 912 млн тонн. Самый большой рост погрузки был в июне – 4,1%. В августе он сократился до 0,7%, а в сентябре уже обернулся снижением на 1,4%. Но за счет задела с начала года в целом за январь – сентябрь по-прежнему сохраняется положительная динамика по погрузке. Больше грузов отправлялось на внутренний рынок, но и экспорт дал небольшую прибавку. Действительно, рост погрузки обеспечили в основном низкодоходные грузы.

Так, например, прирост строительных грузов обусловлен в основном крайне низкой базой предыдущего года. Не могло не сказаться и оживление строительства ряда крупных инфраструктурных объектов, в том числе автотрассы М11 Москва – Санкт-Петербург.

Что же касается каменного угля, то рост его погрузки вызван увеличением спроса на него в странах АТР (Южной Корее и Китае), подготовкой к новому отопительному сезону и другими факторами. Кроме того, выросла отгрузка угля и на обогатительные фабрики. А это говорит о тенденции увеличения экспорта продукции с высокими потребительскими качествами при минимизации транспортных издержек в ее конечной стоимости. Небольшой рост дала и погрузка железной руды. Увеличились, например, поставки окатышей в Финляндию в рамках трехлетнего контракта АО "Карельский окатыш" со шведско-финским концерном SSAB.

Несмотря на положительную в целом динамику погрузка высокодоходных грузов за 8 месяцев снизилась на 4% к уровню прошлого года. Причин тому немало. Так, к примеру, снижение нефтеналивных грузов вызвано падением рентабельности производства темных нефтепродуктов. Это привело к снижению их выпуска на российских НПЗ и переходу на выпуск светлых нефтепродуктов, но в меньших объемах. По данным Минэнерго, в январе – августе переработка сырой нефти в стране сократилась на 3,6% и вырос экспорт сырой нефти. Кроме того, были переключены на трубопроводный транспорт перевозки нефтепродуктов с Антипинского и Киришского, а также поставки сырья на Хабаровский и Ильинский нефтеперерабатывающие заводы.

В свою очередь, сокращение погрузки черных металлов обусловлено снижением спроса на внутреннем рынке. А введение Евросоюзом на пять лет антидемпинговых пошлин в отношении российского холоднокатаного проката отнюдь не способствует росту экспортных поставок. Все это вместе взятое и сказалось на наших объемах погрузки.

– Каковы прогнозы на будущее?

– Перспективы будут в значительной степени определяться динамикой платежеспособного спроса на металл на внутреннем рынке. А это зависит от реализации крупных инфраструктурных проектов. Само ОАО "РЖД" является одним из крупнейших потребителей черных металлов в стране. Помимо стального проката компания закупает стальное литье, чугун, метизы и другую продукцию. Компания формирует спрос и на высокотехнологичные изделия, это поддерживает производство в ряде сегментов черной металлургии и смежных отраслях. Кроме того, в начале года ОАО "РЖД" отменило для металлургической продукции экспортную надбавку к тарифу в 13,4%, которая была введена в конце 2014 года, при условии гарантированных объемов перевозок. Соглашения об этом подписаны с такими крупными холдингами, как "Металлоинвест", ММК, Евразхолдинг, УГМК-Холдинг, ОАО "Челябинский ТПЗ", "Амурметалл", Синарский ТЗ, и другими.

Помимо тарифных компания реализует и другие меры с целью привлечь доходные грузы. В их числе упрощение доступа к услугам в части предоставления подвижного состава в рамках агентских договоров, организация перевозок по расписанию, в том числе "Грузовым экспрессом", дополнительные регулярные рейсы контейнерных и рефрижераторных поездов.

– Удается ли полностью использовать возможности тарифного коридора? Может быть, следует его расширить?

– Тарифный коридор уже доказал свою эффективность – он позволяет перевозчику проводить более гибкую ценовую политику, подстраиваясь под изменения рыночной конъюнктуры. Благодаря этому только в первом полугодии нам удалось дополнительно привлечь на железнодорожный транспорт более 3,4 млн тонн грузов.

Этот механизм сегодня совершенствуется совместно с федеральными органами власти, в частности вносятся изменения в нормативную базу. Уже разработан и проходит согласование проект нового регламента о порядке подготовки и принятия решений ОАО "РЖД" об изменении уровня тарифов в рамках тарифного коридора с учетом интересов пользователей наших услуг. Новый порядок позволит формировать предложения грузоотправителям по изменению уровня тарифов, в том числе под привлечение дополнительных объемов грузов на железнодорожный транспорт.

– "Гудок" уже писал о том, что упростилась процедура оформления заявок грузоотправителей на перевозку грузов. А что еще планируется сделать в этом плане?

– По просьбе грузоотправителей в этом году сокращены сроки предоставления заявок на перевозку грузов в прямом сообщении за одни сутки до даты погрузки вместо десяти, в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении – за трое суток, а в международном – за пять суток вместо пятнадцати. С 1 июня сокращены сроки предоставления заявок на перевозку импортных грузов в вагонах и контейнерах, следующих из российских портов назначением на станции РЖД, их можно подавать теперь за трое суток до даты погрузки вместо пятнадцати.

Помимо этого разрабатывается проект автоматизированного рассмотрения заявок формы ГУ-12 на перевозку грузов, это сократит время на их рассмотрение. Могу добавить, что сегодня грузовладельцы могут оформлять заявки на перевозку грузов с использованием электронной подписи (их доля в общем количестве уже превысила 80%). При оплате перевозки она сегодня тоже используется.

Конечно, есть еще отдельные аспекты, требующие дополнительной проработки и обсуждения. Это касается в том числе и применения тарифных преференций, синхронизации проведения работ на инфраструктуре с плановыми остановками на ремонт крупных грузообразующих предприятий. В компании создан ряд рабочих групп, которые решают вопросы по снижению административных, технико-технологических и иных барьеров при организации перевозок грузов. Это свидетельствует о том, что в условиях сложной экономической ситуации компания старается системно выстраивать работу и совершенствовать взаимодействие с участниками рынка, чтобы сделать услуги доступнее и привлечь дополнительные объемы грузов на железнодорожный транспорт.

– Как складываются взаимоотношения с представителями малого и среднего бизнеса? Что сделано, чтобы и их грузы перевозились по железной дороге?

– Для того чтобы улучшить взаимодействие с малым и средним бизнесом, в компании делается многое. Сегодня создается единый круглосуточный и многофункциональный контакт-центр, где клиент сможет получить любую информацию по всем услугам, оказываемым в холдинге "РЖД". При этом контакт-центр будет обрабатывать не только звонки, но и электронные письма, поступающие на общекорпоративные адреса, а также запросы пользователей информационных систем и обращения в чатах.

Кроме того, планируется регулярно проводить опрос клиентов с целью вывести индекс удовлетворенности качеством обслуживания, а также вести сбор информации для мониторинга рынка и делать информационные рассылки. Совершенствуются инструменты управления как внутренними процессами в холдинге, так и взаимодействием с клиентами. С этой целью ведется разработка технического задания на создание интегрированной информационно-управляющей системы (CRM). Зная проблемы и потребности клиентов, можно создавать продукты под конкретные запросы участников рынка.

Увеличить объемы перевозок предполагается за счет повышения доступности, прозрачности, комплексности и качества услуг. С этой целью прорабатывается проект создания "Электронной торговой площадки "Грузовые перевозки". Это позволит грузоотправителям размещать заказы на перевозку грузов, а также на дополнительные услуги через сеть Интернет и автоматически подтверждать план перевозки. Площадка позволит также операторам размещать предложения о предоставлении вагонов и привлекать под погрузку ближайшие вагоны с наименьшим порожним пробегом.

Среди реализованных проектов стоит отметить "Грузовой экспресс" и "РЖД Экспресс". Этими сервисами пользуются предприятия малого и среднего бизнеса, предъявляющие к перевозке грузы 2-го и 3-го тарифных классов. В рамках "Грузового экспресса" такие грузы формируются в технический маршрут и следуют в ускоренных поездах без переработок в пути следования. Данная технология позволяет по скорости доставки грузов конкурировать с автомобильным транспортом. Эта услуга уже показала свою эффективность на полигонах Октябрьской, Московской, Западно-Сибирской и Дальневосточной дорог. И принято решение о внедрении ее на всю сеть.

Сервис "РЖД Экспресс" по отправке небольших партий груза в несколько адресов предоставляет компания "РЖД Логистика". Консолидация и распыление грузовых партий сегодня производятся в 118 городах, действует более 11 тыс. маршрутов доставки. Есть возможность заказа перевозки грузов через Интернет и удаленной оплаты услуг с использованием банковских карт. Это очень удобно для небольших компаний.

– Есть ли необходимость внесения каких-то изменений в законодательство, чтобы совершенствовать перевозочный процесс и сферу транспортно-логистических услуг?

– В рамках проводимой государственными органами работы по изменению транспортного законодательства компанией подготовлены предложения по совершенствованию механизмов работы железнодорожного транспорта, направленные на повышение доступности услуг. Проведена работа по решению широкого комплекса вопросов, связанных с перемещением невостребованных порожних грузовых вагонов, затрудняющих работу припортовых станций, и размещением их на инфраструктуре общего пользования.

В настоящее время ОАО "РЖД" совместно с государственными органами власти ведет работу по снижению административных барьеров при организации перевозок грузов, подконтрольных Госветнадзору. В планах модернизация программного обеспечения, унификация оборота транспортных и товаросопроводительных документов, включая электронный документооборот, планируется также ввести единую форму железнодорожной накладной на перевозку грузов вне зависимости от вида отправки. Это позволит сделать более удобным оформление документов и упростить прием грузов к перевозке. Кроме того, сокращен перечень требуемых от контрагентов документов при заключении договоров на оказание услуги перевозки. На официальном сайте ОАО "РЖД" размещены условия транспортного обслуживания. Там можно ознакомиться и с порядком оказания услуг.

Весь этот комплекс уже реализованных и планируемых мер позволяет компании сохранять положительную динамику грузовых перевозок, несмотря на негативные тренды в экономике страны.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.10.2016