01-02-19 / 2019
Новости отрасли
Погрузка на сети РЖД в январе выросла на 1,5%, с учетом новой грузовой базы в Якутии - на 1,6%

Погрузка на железных дорогах РФ в январе 2019 года выросла на 1,6% по сравнению с тем же месяцем 2018 г., до 105,4 млн тонн, сообщило ОАО "РЖД".

С октября компания начала представлять свои данные с учетом отправок в Якутии, где монополия является перевозчиком. Причем эти объемы считаются как "новый груз", поэтому сравнение идет с данными за тот же период 2017 г. только по сети "Российских железных дорог" (показатели отличались на 0,3-0,4 процентных пункта).

В частности, отправка каменного угля выросла на 5,2% (до 32,9 млн тонн), кокса - на 9,1% (до 0,986 млн тонн), железной и марганцевой руды - на 7,5% (до 9,9 млн тонн), черных металлов - на 0,1% (до 6,6 млн тонн), химических и минеральных удобрений - на 2,1% (до 5,3 млн тонн), лесных грузов - на 6% (до 3,6 млн тонн).

В то же время, сократилась погрузка нефти и нефтепродуктов (на 0,1%, до 20,7 млн тонн), лома черных металлов (на 10,5%, до 0,590 млн тонн), цемента (на 7,5%, до 1,1 млн тонн), зерна (на 8,5%, до 1,99 млн тонн), строительных грузов (на 5,1%, до 8,3 млн тонн), цветной руды и серного сырья (на 4,4%, до 1,5 млн тонн), химикатов и соды (на 5%, до 2,3 млн тонн), промышленного сырья и формовочных материалов (на 11,1%, до 2,5 млн тонн).

Грузооборот в январе с учетом железных дорог Якутии увеличился на 2,1%, до 220 млрд тонно-километров (с учетом рейсов порожних вагонов - на 2,3%, до 280,8 млрд тонно-километров). Представленные цифры являются предварительными и могут быть скорректированы в течение месяца.

Замглавы монополии, директор центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило в начале третьей декады января отмечал, что грузовая база месяца соответствует докризисному 2007 г. "Сейчас мы идем с "плюсом" на 1,4%. Рассчитываем, что (погрузка по итогам месяца - ИФ) будет больше 1%", - говорил топ-менеджер. "Конечно, в первые дни января с учетом снижения деловой активности мы немного отстали (от плана - ИФ). Но сегодня уверенно в среднесуточные показатели вошли, даже немножко превзошли", - незадолго до этого заявлял первый замглавы центра фирменного транспортного обслуживания компании Сергей Тугаринов.

При этом корпоративное издание монополии в конце месяца отмечало, что в январе погрузка в направлении портов сдерживалась непростой погодной ситуацией. "Простой вагонов на припортовых станциях потребовал введения значительных ограничений на перевозки. В первую очередь запреты вводились на (отправку - ИФ) угля, зерна и наливных грузов", - писала газета.

"При росте погрузки в адрес российских портов на 7,3% выгрузка сохранилась на прежнем уровне - около 80% от перерабатывающей способности морских операторов. Ввод ограничений стал вынужденной мерой для стабилизации эксплуатационной обстановки на всем (пути - ИФ) грузопотока", - отмечал в этой связи замглавы центральной дирекции управления движением РЖД Анатолий Кужель. Исполняющий обязанности замглавы ЦФТО по оперативной работе Олег Полеев при этом уточнял, что из-за погодных условий в январе "навигационная обстановка была крайне сложной".

Между тем, А.Шило, слова которого также приводило издание, отмечал, что ограничения оказали "заметное влияние" на погрузку: хотя она росла выше плана, внутри РФ показатели отставали от него плана: "если вводятся ограничения из-за загруженности сети, стоят вагоны с грузом не только на экспорт, но для потребителей внутри страны".

Всего в январе выдано 17 запретов, из них четыре касались пограничных переходов, 13 - перевозок в направлении портов. По состоянию на 20 января из-за "конвенций" было недогружено 574 тыс. тонн (8,682 тыс. вагонов), в том числе в направлении юга РФ - 245 тыс. тонн, Дальнего Востока - около 80 тыс. тонн и северо-запада страны - примерно 60 тыс. тонн, говорил А.Шило.

В частности, из-за ограничений не перевезено 1,635 тыс. вагонов угля для ПАО "Новороссийский морской торговый порт", 1,307 тыс. - в направлении АО "Туапсинский морской торговый порт", 1,045 тыс. - по мазуту для ЗАО "Таманьнефтегаз". В целом на всех портовых направлениях не удалось перевезти 8,036 тыс. вагонов.

А.Шило при этом заявлял изданию, что "Российские железные дороги" будет компенсировать отставание, "используя резервы заводов, портов и самой инфраструктуры РЖД", в частности размещать на путях составы с нефтепродуктами, чтобы избежать простоев вагонов и увеличить пропускную способность.

Без учета железных дорог Якутии среднесуточная погрузка на сети "Российских железных дорог" в январе составила 3 млн 387,8 тыс. тонн, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью компании. Это соответствует 105 млн тонн в целом за месяц. В январе 2018 г. этот показатель составлял 3,339 млн тонн. Исходя из этого, в январе погрузка выросла на 1,46%.

В план работы РЖД закладывали прогноз роста погрузки на 0,7% (3,362 млн тонн в среднем в сутки), говорил ранее собеседник агентства (при этом в декабре она составила 3,502 млн тонн, сократившись на 1,5%, хотя до этого динамика была только положительной, несмотря на то, что рост и замедлялся к концу года).

План работы "Российских железных дорог" на февраль предполагает среднесуточную погрузку на сети компании на уровне 3 млн 611,3 тыс. тонн. В том же месяце годом ранее она составляла 3,563 млн тонн в среднем в сутки (это соответствует представлявшимся монополией 99,8 млн тонн в целом за 28 дней). То есть в наступившем месяце погрузка может вырасти на 1,35%. В формате расчетов РЖД февральский план работы сверстан с погрузкой 3,625 млн тонн в среднем в сутки, говорил собеседник.

На 2019 г. "Российские железные дороги" закладывают прогноз роста погрузки не менее чем на 1,5%. По словам С.Тугаринова и А.Шило, компания продолжает придерживаться этого прогноза. "Стоит задача по итогам (января - ИФ) выйти на среднюю годовую цифру (роста - ИФ) в 1,5%. Может быть, даже и чуть-чуть побольше получится", - говорил последний. При этом, по его словам, РЖД видят перспективы для роста погрузки в 2019 г. сверх плана. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он.

В 2018 г. погрузка выросла на 2,2%, до 1,29 млрд тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс01.02.2019