04-02-25 / 2025
Новости отрасли
Погрузка на сети РЖД в январе снизилась почти на 2%

Но некоторые высокодоходные грузы показали заметную положительную динамику

Погрузка угля выросла на 2,1% до 29,7 млн т, грузов в контейнерах - на 1,9% до 9,4 млн т, руды - на 3,9% до 8,8 млн т. Наиболее заметно - на 10,7% - увеличилась погрузка удобрений, достигнув за отчетный период 6,2 млн т. В то же время погрузка сырой нефти и нефтепродуктов снизилась на 0,2% до 17,6 млн т, строительных грузов - на 27,2% до 5,2 млн т, черных металлов - на 9,5% до 4,7 млн т.

Динамика погрузки в январе была лучше средних значений по месяцам в 2024 г. Всего в прошлом году на сети было погружено 1,18 млрд т - на 4,1% меньше, чем годом ранее.

Заместитель гендиректора РЖД - начальник центральной дирекции управления движением Михаил Глазков на брифинге для журналистов в конце января говорил, что первый месяц 2025 г. "не совсем корректно" сравнивать с тем же периодом прошлого года из-за вступившей в силу новой редакции Правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре.

"Поехали более высокодоходные грузы, которые дают бОльшую добавочную стоимость и бОльший вклад в ВВП Российской Федерации. Больше предъявляется легкого груза - это контейнерные перевозки, нефтегрузы, удобрения. Eсли рассматривать восточное направление, то к уровню прошлого года мы везем на 5,6% больше", - отмечал он.

Этому предшествовала последовательная борьба РЖД с порожними грузовыми вагонами на сети в IV квартале 2024 г. Они существенным образом усложняли и без того непростую ситуацию с перевозками, снижая "участковую" скорость (с учетом остановок) составов и увеличивая время оборота вагона.

В октябре - ноябре компания РЖД ограничила выход нового подвижного состава с заводов, затем усилила контроль за капремонтом полувагонов - вплоть до отцепки после возврата на сеть и проведения повторного ремонта, - а также временно ограничила прием порожних вагонов из сопредельных стран (решение вступило в силу 2 февраля).

По словам Глазкова, эти действия позволили за квартал убрать 75 000 лишних вагонов с сети. В результате в январе, по словам топ-менеджера, участковая скорость увеличилась на 2 км/ч, на 452 поезда снизилось количество задержанных составов.

На сети РЖД и путях необщего пользования (предприятий, портов, НПЗ и проч.) в январе, по данным монополии, находилось более 1,38 млн вагонов. Общий избыток подвижного состава, по словам Глазкова, на февраль оценивается в 400 000 единиц исходя из объема предъявленных к вывозу грузов.

Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отметил, что "отставка" от движения порожних вагонов негативно повлияла на погрузку по некоторой номенклатуре. В частности, снижение по строительным грузам связано среди прочих факторов с дефицитом порожних вагонов под загрузку, пояснил он. Производители щебня, по его словам, также были готовы отгрузить в январе больше продукции и операторы давали привлекательные тарифы, но не все порожние вагоны смогли доехать до станций погрузки.

В то же время произошел рост массовых маршрутных экспортных перевозок угля, руды и удобрений благодаря тому, что за счет этой номенклатуры грузов РЖД может "с наименьшими технологическими затратами" выполнять план перевозок, подчеркивает Савчук. Повагонные и групповые перевозки других грузов требуют работы сортировочных станций и больших трудозатрат в конечном итоге, отметил он.

Говорить об устойчивости тренда по росту погрузки угля пока рано, так как РЖД продолжает сталкиваться с комплексом проблем в этой части, говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. У компании с прошлого года сохраняется дефицит кадров, сложности с обслуживанием локомотивов и профицит порожнего парка на сети, отмечает он. Ускорение оборота подвижного состава, для обеспечения которого РЖД ограничила отправку порожних вагонов, было нивелировано увеличением простоев на погрузке и выгрузке, считает эксперт.

Вступившая в силу с 1 января 2025 г. новая редакция ПНД, по мнению Бурмистрова, пока не оказала существенного влияния на перевозки. В условиях снижения погрузки в январе конкуренция между грузовладельцами была не столь острой, как в другие месяцы минувшего года, говорит эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости04.02.2025