06-01-20 / 2020
Новости отрасли
Погрузка на сети РЖД в декабре сократилась на 2%, в 2019 г. на 0,9% - источник

Среднесуточная погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в декабре 2019 г. составила 3,442 млн тонн, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью компании.

Это соответствует 106,7 млн тонн в целом за месяц. В декабре 2018 г. погрузка находилась на уровне 3,514 млн тонн в среднем в сутки. Таким образом, в последнем месяце прошедшего года этот показатель сократился более чем на 2%. При этом план работы РЖД в декабре 2019 г. предполагал среднесуточную погрузку на уровне 3,615 млн тонн с ростом на 2,9%, сообщал источник агентства.

По итогам 11 месяцев 2019 г. погрузка составила 1 млрд 171,5 млн тонн, то есть в целом за год - 1 млрд 278,2 млн тонн. Это на 0,9% меньше, чем в 2018 г., когда объемы отправки составили 1 млрд 289,6 млн тонн.

Изначально же "Российские железные дороги" закладывали в свой план работы на 2019 г. рост погрузки не менее чем на 1,5%. При этом, как говорил в начале прошлого года замглавы монополии Алексей Шило, компания видит перспективы для увеличения показателя сверх этого прогноза. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он.

Между тем, к концу I полугодия динамика погрузки заметно "провалилась". Если в начале года она еще была слабо положительной (в феврале - "+0,1%", 3,571 млн тонн в среднем в сутки; в марте - "+0,5%", 3,655 млн), то уже в апреле упала до "-1,9%" (3,57 млн тонн) при верставшемся плане в "+1,3%". В мае негативные тренды еще более усилились: отправка сократилась на 3,8% (до 3,565 млн тонн в среднем в сутки) при плане роста на 0,5% (до 3,583 млн тонн). В июне динамика "просела" до "-5,4%" (3,38 млн тонн) при прогнозе роста на 0,1%.

Лишь в июле погрузка вышла на прошлогодний уровень, составив 3,483 млн тонн в среднем в сутки при плане повышения на 0,2%. В числе возможных факторов восстановления называлась отмена 8%-ной надбавки на экспорт угля через порты юга страны, которая была введена летом на сравнительно непродолжительный срок, но в дальнейшем была продлена до конца года. Позднее "Российские железные дороги" сделали то же самое и на направлении в порты северо-запада РФРФ.

В августе рост составил 0,2% (3,515 млн тонн) при таких же ожиданиях. В сентябре погрузка увеличилась на 1% (до 3,533 млн тонн в среднем в сутки), хотя и оказалась ниже плана в "+1,7%". В октябре 1%-ная динамика роста сохранилась (3,532 млн тонн) при прогнозе увеличения на 2%. На ноябрь, как говорил Шило, план работы монополии был установлен с увеличением погрузки на уровне 0,9-1%. Однако по факту она сократилась на 1,7% (до 3,514 млн тонн в среднем в сутки).

При этом осенью заявления топ-менеджмента по поводу годовой динамики стали более осторожными. В сентябре Шило заявил, что по итогам 2019 г. "Российские железные дороги" нацелены обеспечить погрузку в объеме не ниже уровня 2018 г. Позднее в проекте финансового плана на ближайшую трехлетку РЖД скорректировали динамику роста до 0,2% (1,292 млрд тонн), а в более поздней версии документа - еще больше ухудшили прогноз, ожидая падения на 0,5% (до 1,284 млрд тонн).

В то же время по 2020 г. прогнозная цифра не изменилась - 1,315 млрд тонн, что при снижении на 0,5% в 2019 г. давало увеличение показателя на 2,5% вместо прежних 1,8%, а при фактических "-0,9%" в прошлом году в наступившем рост должен составить 2,9%. "(На 2020 г. - ИФ) для себя пока берем объемы ДПР (долгосрочной программы развития - ИФ), которые были изначально заложены, с недобором (по 2019 г., для его возмещения - ИФ). При более благоприятных условиях постараемся выйти на эту цифру "за 2 года", чтобы войти в ДПР", - говорил осенью гендиректор РЖД Олег Белозеров.

Говоря о том, что могло бы способствовать достижению этих показателей, он выделял ряд предпосылок. В частности, Белозеров отметил, что в 2019 г. в РФ был хороший урожай зерновых. "Мы считаем, что зерно поедет", - говорил генеральный директор монополии. "Считаем, что по углю ситуация сможет немного нивелироваться по стоимости, по металлу изменится ситуация. С металлургами подписали ряд контрактов, которые нам дают определенные гарантии. Надеемся, что по бензину, нефтяным грузам ситуация также стабилизируется", - отмечал он.

Между тем, пока план работы "Российских железных дорог" на январь 2020 г. предполагает среднесуточную погрузку на уровне 3,287 млн тонн, что соответствует ее сокращения на 3,3%, сообщал источник "Интерфакса".

На динамику же погрузки в течение 2019 г. негативно влияли несколько факторов, отмечал Белозеров. В частности, падающие цены на уголь на западных рынках, из-за чего перевозки в этом направлении "очень серьезно сократились". Еще одним "серьезным вызовом" он называл стоимость металла и волатильность цен на него на мировых рынках. На его потребление, по словам Белозерова, повлияло и антидемпинговое расследование в Европе, и взаимоотношения между Америкой и Китаем. "Стоимость первичного сырья тоже была достаточно волатильна. Это рукотворные вещи, которые не спрогнозировать", - говорил он.

Также, отмечал глава РЖД, на погрузке сказались паводки, отразившиеся на трафике в дальневосточном направлении (на фоне масштабных работ по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей). "Прежде всего, мы решали вопрос, касающийся людей и восстановления. Все силы были брошены на это, были разработаны специальные схемы движения, чтобы своевременно доставить помощь, материалы. В ряде случаев, поскольку размыло автомобильные дороги, железная дорога была единственным видом транспорта", - заявлял гендиректор монополии.

Кроме того, свою роль сыграло изменение собственников нефтеперерабатывающих заводов. "Кто-то обанкротился, у кого-то заводы останавливались из-за работ по модернизации, это оказало негативное влияние на погрузку нефти. Казахстан тоже вводил ограничения на импорт нефтепродуктов", - говорил Белозеров. В целом, по оценке компании, в результате всех этих и других факторов потеряно порядка 34 млн тонн грузов, которые были изначально заложены в плане погрузки на 2019 г. (на тот момент - 3% от объемов отправки).

По итогам января-ноября 2019 г. погрузка оказалась на 0,8% ниже, чем в том же периоде 2018 г. (1 млрд 171,5 млн тонн). В частности, на 0,4% сократилась отправка каменного угля (до 341,4 млн тонн), на 2,1% - нефти и нефтепродуктов (до 211 млн тонн), на 5,5% - черных металлов (до 67,3 млн тонн), на 7,5% - их лома (до 13,7 млн тонн), на 3,7% - кокса (до 9,84 млн тонн), на 21,4% - зерна (до 19,4 млн тонн), на 8,3% - лесных (до 38,4 млн тонн), на 0,1% - строительных грузов (до 115 млн тонн), на столько же - промсырья и формовочных материалов (до 32,4 млн тонн), на 2,5% - цветной руды и серного сырья (до 17,9 млн тонн), на 1% - химикатов и соды (до 23,8 млн тонн). Финальные данные по 2019 г. монополия, как ожидается, представит в первые рабочие дни наступившего года.

В 2018 г. погрузка выросла на 2,2%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс06.01.2020