05-05-20 / 2020
Новости отрасли
Погрузка на сети РЖД в апреле снизилась на 5,9% вместо ожидавшихся 5,1% - источник

Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в апреле 2020 года составила 100,8 млн тонн, сообщил источник "Интерфакса", знакомый с деятельностью компании.

Это, по его словам, на 5,9% меньше, чем в том же месяце годом ранее и соответствует 3,361 млн тонн в среднем в сутки. Изначальный прогноз погрузки на апрель предполагал ее сокращение на 5,1% (до 3,388 млн тонн в среднем в сутки), говорил ранее собеседник агентства. План работы РЖД на май сверстан на уровне 3,257 млн тонн в среднем в сутки (-5%).

Динамика погрузки начала ухудшаться в конце осени 2019 года. В октябре еще фиксировался 1%-ный рост (3,532 млн тонн в среднем в сутки), но продолжения этой тенденции не последовало. На ноябрь монополия также сделала прогноз с ростом на уровне 0,9-1%. Но по факту объем отправки сократился на 1,7% (до 3,514 млн тонн). В декабре показатель упал еще сильнее - на 2% (до 3,442 млн тонн) при ожидавшемся увеличении на 2,9%.

Перелома в динамике не произошло и в начале 2020 года. План работы "Российских железных дорог" на январь предполагал уменьшение погрузки на 3,3%, но по факту падение оказалось глубже - на 4,9% (до 3,233 млн тонн в среднем в сутки). В итоге на февраль РЖД сделали еще более консервативный прогноз - со среднесуточной погрузкой в 3,4 млн тонн - на 4,8% ниже, чем в том же месяце годом ранее. По факту объем отправки сократился только на 4% (до 3,428 млн тонн).

Несмотря на это, мартовский план компания сверстала на уровне 3,442 млн тонн в среднем в сутки с падением погрузки на 5,8%. Но в результате показатель оказался лишь на 0,3 процентного пункта лучше: объемы отправки сократились на 5,5% (до 3,44 млн тонн). "Снижение вызвано внешними факторами, связанными в основном с ухудшением конъюнктуры на основных товарных рынках", - пояснял "Интерфаксу" представитель "Российских железных дорог".

По итогам I квартала (без поправки на дополнительный день в високосном 2020 г.) погрузка снизилась на 3,8% (до 306,7 млн тонн). Динамику определило падение отправки каменного угля (-10,2%, 87,2 млн тонн), нефти и нефтепродуктов (-3,2%, 58,7 млн тонн), черных металлов (-7%, 18,1 млн тонн), лесных грузов (-5,3%, 10,4 млн тонн), зерна (-6%, 5,7 млн тонн), химикатов и соды (-2,3%, 6,5 млн тонн), промышленного сырья и формовочных материалов (-12,6%, 6,9 млн тонн).

Падение погрузки угля "Российские железные дороги", в частности, объясняли более высокой температурой воздуха в течение осенне-зимнего периода - как в РФ, так и в Европе, что снизило потребность тепловых электростанций в этом топливе. На экспорт также повлияли действовавшие ограничения на отправку в связи с недостаточной перерабатывающей способностью дальневосточных портов.

При этом монополия отмечала, что Европа продолжает замещать уголь альтернативными (в том числе возобновляемыми) источниками энергии, а спрос со стороны КНР ослабевает. Последний фактор влияет и на лесной сегмент. Также экспорт сдерживает и повышение с 1 января таможенных пошлин на экспорт круглого леса дальневосточных пород вне квоты (с 40% до 60%).

В сегменте ж/д перевозок черных металлов динамику определяют экспортные поставки, сокращающиеся на фоне ограничительных мер, введенных ранее основными странами-импортерами, в первую очередь США и Евросоюзом. При этом сохраняется и неблагоприятная ценовая конъюнктура мирового рынка в связи с замедлением роста экономик в ключевых странах-потребителях и развития металлопотребляющих отраслей промышленности. Кроме того, на динамику влияют "особенности учета" - "переход части объемов в группу контейнерных перевозок", уточнял представитель РЖД.

В марте может проявиться и отрицательный внешнеторговый эффект от продления "новогодних каникул" в Китае из-за коронавируса, говорил замглавы монополии Алексей Шило. Ранее предполагалось, что они продлятся с 24 по 29 января, однако в связи с угрозой распространения COVID-19 в стране было объявлено о продлении выходных. Многие компании тогда так и не возобновили работу, опасаясь, что это может привести к возникновению новой волны заболеваемости.

Все это заставляет компанию корректировать свои прогнозы. Изначально "Российские железные дороги" закладывали в свой план работы на 2020 г. рост погрузки не менее чем на 2,9%, 0,4 процентного пункта из которых были "перенесены" с 2019 г. В прошлом году сокращение оказалось выше заложенного в скорректированный финаплан - 0,9% вместо 0,5%, и компания обещала наверстать отставание в 2020 г. - до параметров своей долгосрочной программой развития.

В числе предпосылок к росту погрузки Шило выделял реализацию национальных проектов. "Практически любой (из них - ИФ) так или иначе будет связан с перевозкой - что поддержка агропромышленного комплекса, что строительство автомобильных дорог, что развитие инфраструктуры. Поэтому у нас по большинству номенклатуры на 2020 г. заложен рост", - заявлял топ-менеджер.

Автодорожное строительство, действительно, активизировалось, о чем свидетельствует 5,8%-ный рост погрузки строительных грузов в марте, отмечал представитель РЖД. "Развернулась" к настоящему времени и динамика перевозок зерновых. В марте ее падение замедлилось до 6%, а 16 марта компания сообщила, что с начала апреля погрузка выросла на 68% (почти две трети - 670 тыс. тонн из 1,1 млн) отправлено на экспорт.

Рост перевозок, в частности, подтолкнул вступивший в силу в третьей декаде февраля приказ министерства сельского хозяйства РФ о субсидировании отправок продукции сельхозпроизводители из отдельных регионов РФ. Кроме того, в марте начали действовать 38%-ные скидки на перевозки зерна на "коротких плечах" в направлении южных портов РФ. Дополнительным фактором послужила ценовая конъюнктура на мировом рынке.

Тем не менее, пока "Российские железные дороги" крайне осторожны в своих ожиданиях. В середине марта генеральный директор РЖД Олег Белозеров заявил, что компания будет пересматривать годовой прогноз погрузки. "Мы считаем, что произойдет снижение как минимум на 1%, готовим разные стресс-сценарии", - сказал он. Стресс-сценарий этот, как писали СМИ, предполагает падение погрузки в 2020 г. на 4,8%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.05.2020