06-12-22 / 2022
Новости отрасли
Погрузка на сети РЖД в 2022 году может снизиться на 4%

Это станет худшим результатом монополии за 13 лет

Снижение погрузки на сети РЖД за 2022 г. может достигнуть 4%, что является самым сильным снижением с 2009 г. Это следует из декабрьского обзора Института проблем естественных монополий (ИПEМ), с которым ознакомились "Ведомости". Прогноз соответствует динамике погрузки в ноябре, которая, согласно оперативным данным РЖД, снизилась на 4,1% до 103,5 млн т.

Согласно обзору ИПEМа, темпы снижения погрузки на сети РЖД в ноябре были выше октябрьских на 1,1 п. п. В декабре институт ожидает усиления негативной динамики, но по итогам года показатель общего снижения грузовой базы окажется лучше ожидаемого монополией значения в 5%, следует из документа. Представитель РЖД подтвердил актуальность текущего прогноза.

По оперативным данным РЖД, в январе - ноябре 2022 г. погрузка на сети составила более 1,1 трлн т (-3,6% к аналогичному периоду 2021 г.). Отставание, по информации компании, связано как с проседанием экспортных перевозок в западном направлении, так и с ростом количества более легких контейнерных отправок в сообщении с Дальним Востоком.

По итогам 11 месяцев 2022 г. снижение зафиксировано практически по всем номенклатурам грузов. В частности, погрузка угля снизилась на 5,1% в годовом выражении до 323,2 млн т, зерна - на 6% до 21,3 млн т, удобрений - на 6,5% до 55,4 млн т, кокса - на 14,6% до 9,3 млн т, лома черных металлов - на 19,1% до 12,2 млн т, лесных грузов - на 24,7% до 29,1 млн т. Выросла погрузка строительных грузов - на 5,3% до 123,8 млн т.

По словам руководителя отдела исследований грузовых перевозок ИПEМа Александра Слободяника, за 11 месяцев погрузка нефтяных грузов показала отрицательную динамику, сократившись на 0,3% (до 197 млн т), но рост отправок в направлении Северо-Запада и Дальнего Востока поддержал грузовую базу нефти и нефтепродуктов. Он также отметил прирост погрузки зерна в ноябре на 18,2% до 2,6 млн т.

По прогнозу источника "Ведомостей" в крупной операторской компании, погрузка в самом массовом виде подвижного состава - полувагонах - по итогам года снизится на 2-2,5%. Основное снижение ожидается по каменному углю, черным металлам и железной руде. По его словам, это связано с сокращением экспортных объемов на фоне вводимых ограничений. "Погрузку в полувагонах поддержали минерально-строительные грузы (+6,5-7%), это в большей части щебень для нацпроекта "Безопасные качественные дороги", - отметил собеседник.

Сильнее погрузка снизится в менее популярных крытых вагонах - примерно на 3,5%, полагает он. На динамику тут оказывает влияние снижение перевозок строительных грузов (-8%), включая перевозки цемента, которые снизятся на 17%, а также лесных грузов, химикатов и соды (спад на 18%), в том числе за счет конкуренции с контейнерными перевозками, объясняет источник.

Директор логистической компании "РТСБ-рус" Александр Баскаков считает, что объем контейнерных перевозок подрастет к прошлому году примерно на 5-7%. Он добавил, что планы самой компании по увеличению объемов перевозок в контейнерах в прямом железнодорожном сообщении в целом достигнуты.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников отмечает, что самое крупное падение объемов перевозок на 15% было в 2009 г. "Прогнозируемое снижение на 4% - это довольно успешный итог тяжелого для транспортной отрасли года", - подчеркивает эксперт.

По официальным данным РЖД, за последние годы падение фиксировалось только в 2020 г. на фоне пандемии коронавируса. Тогда погрузка на сети составила 1,243 трлн т (-2,7% к предыдущему году). В 2021 г. это отставание удалось наверстать: было погружено 1,283 трлн т - на 3,2% больше, чем в 2020 г. Этот показатель незначительно выше и доковидных значений 2019 г. в 1,278 млн т.

Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров предполагает, что снижение грузовой базы РЖД будет чуть меньше 4%. "Это связано в первую очередь с углем, по которому даже в условиях проблем на Восточном полигоне (речь идет о перегруженности БАМа и Транссиба. - "Ведомости") наблюдается неплохая динамика, а также с положительной динамикой по строительным грузам", - объясняет он. Эксперт также добавил, что, вероятно, будет улучшаться динамика погрузки по зерну.

Зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин констатирует недозагруженность западного направления (к портам Санкт-Петербурга) в сообщении со странами Прибалтики и Финляндией, которая продолжится и в дальнейшем. Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин в ноябре оценивал падение по этому направлению в диапазоне от 30 до 50%.

Тем не менее, по мнению Бурмистрова, в условиях масштабного повышения тарифов и отмены скидок на экспортные перевозки угля динамика доходов РЖД будет "существенно лучше прогнозов". Индексация грузового тарифа монополии, согласно приказу ФАС, в 2023 г. составит 8%, в 2024 г. - 7,1%, в 2025 г. - 4,6%.

Президент НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин оценивает выпадающие доходы РЖД по году в пределах 0,4-0,8 млрд руб. В 2023 г. динамика погрузки в зависимости от сценариев составит от +1% до -1,5%, считает эксперт.

"Ведомости" направили запросы в Минтранс, крупнейшим грузоотправителям угля, металлов, минеральных удобрений и других основных грузов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости06.12.2022