05-02-13 / 2013
Новости отрасли
Погрузка на Сахалине упала почти вдвое

Для увеличения экспортных отправок угля и компенсации потерь в перевозках из-за газификации энергетики на Сахалине нужна развитая инфраструктура портов.

Начало года принесло снижение перевозок на всей Дальневосточной дороге. Как сообщил вчера на совещании по итогам января начальник магистрали Михаил Заиченко, в прошлом месяце отправлено 3,7 млн тонн грузов. Хотя этот показатель на 2,8% превышает план, погрузка в сравнении с тем же периодом 2012-го сократилась на 2,6%.

Однако наибольший спад перевозок - почти на 50% - наблюдался в Сахалинском регионе ДВЖД. Потери по большей части были ожидаемы, поскольку они коснулись перевозки угля - ведущей номенклатуры, с которой работают сахалинцы. Это произошло из-за продолжающейся на острове газификации объектов энергетики, в первую очередь Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. В ходе модернизации станции переведены на сжигание природного газа уже три из пяти ее котлоагрегатов.

Как сообщил технический директор ООО "Горняк-1" Алексей Ма-щенко, в 2011 году в адрес ТЭЦ по железной дороге компания отправила 750 тыс. тонн угля, в 2012-м - 650 тыс., в 2013-м заключен договор на поставку лишь 250 тыс. тонн. "ЮжноСахалинская ТЭЦ являлась нашим основным потребителем, мы и горя не знали", - сказал он.

Сегодня компания, как и другие сахалинские угольщики, все больше отправляет продукцию на экспорт - в Японию, Южную Корею, Китай. "Экономика КНР растет, и у нее растут потребности в электроэнергии. А на Сахалине достаточно качественный уголь для объектов энергетики. Япония диверсифицирует поставки энергоносителей после аварий АЭС. Там новый импульс получила угольная генерация. Так что спрос на продукцию превышает наши возможности", - отметил заместитель гендиректора ООО "УК "Сахалинуголь" Владимир Ко.

Однако для увеличения экспорта нужно развивать сопутствующую транспортную инфраструктуру, в первую очередь портовую. Так, ООО "Углегорскуголь" в 2010 году приобрело порт Углегорский, после чего началась его модернизация. По словам гендиректора Евгения Мейера, из-за небольших глубин акватории отгрузка угля ведется на рейде. "Но есть технологии, позволяющие максимально эффективно работать на рейде, снижая себестоимость транспортировки. В 2011 и 2012 годах мы стабильно отработали с судами водоизмещением от 20 до 40 тыс. тонн. Наша задача - выйти на большие суда в 60-100 тыс. тонн. Это позволит снизить расходы на фрахт флота, стать более конкурентоспособными по сравнению с основными поставщиками топлива в Азиатском регионе - Австралией и Индонезией", -пояснил Евгений Мейер.

Аналогичные работы ведет сегодня "Сахалинуголь" в Шахтерском морском порту.

Однако Углегорск и Шахтерск являются замерзающими портами. И к ним не подходит железная дорога. Отправка же топлива сначала автотранспортом до ближайшей станции Ильинск, а после перегрузка в вагоны - до незамерзающего Холмского морского торгового порта, отметил Евгений Мейер, делает себестоимость продукции неконкурентной.

В последние годы неоднократно возникала идея строительства железнодорожной линии Ильинск - Углегорск, но она так и осталась невоплощенной. Впрочем, есть проблемы и в Холмском порту. Специализированного терминала в нем нет, имеющийся крановый парк стареет. "Грейферная выгрузка вагонов в порту несовершенна. Нам приходится закупать новую технику для перегрузочных работ, чтобы исполнять контрактные обязательства перед японскими партнерами, которые весьма щепетильны в вопросах поставок", - сказал Алексей Мащенко. По его словам, компания присматривается к возможностям еще одного порта на юге Сахалина - в Невельске. В настоящее время он восстанавливает свою работу (несколько лет предприятие, обслуживавшее его, находилось в состоянии банкротства).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.02.13Ушли в трубу