20-01-23 / 2023
Новости отрасли
Погрузка на Октябрьской железной дороге в 2022 г. просела на 2,6%

В 2023 г. падение грузооборота может продолжиться, считают эксперты

По итогам 2022 г. погрузка на Октябрьской железной дороге составила 101,2 млн т. Это на 2,6% меньше результатов 2021 г., когда показатель достиг 104 млн т, сообщили "Ведомостям" в пресс-службе компании.

Если в 2021 г. ОЖД заканчивала год в условиях восстанавливающихся экономических связей России с миром после ковидных ограничений, то в 2022 г. компания столкнулась с введением антироссийских санкций. Поэтому часть грузооборота просела, другую пришлось переориентировать в сторону "дружественных" стран или на внутренний рынок, поясняют эксперты.

Из-за вводимых санкций и резкого изменения ситуации в различных отраслях экономики страны и регионов грузооборот на ОЖД в 2022 г. менялся неравномерно. Например, погрузка черных металлов выросла в 1,5 раза до 715 200 т, лома черных металлов – в 2 раза до 809 400 т. В то же время погрузка железной и марганцевой руды упала на 12,3% до 22,7 млн т. Эксперт в сфере железнодорожных перевозок Сергей Никифоренко объясняет, что деятельность ОЖД была тесно связана с экспортом в сторону Финляндии, стран Балтии, Беларуси, также товары отправлялись в порты Северо-Западного федерального округа. После введения санкций ситуация изменилась. Погрузка руды, которая шла на экспорт в Финляндию сократилась, хотя частично объемы удалось компенсировать за счет внутреннего рынка: руду теперь отправляют на Южноуральские заводы и в сторону Западно-Сибирской железной дороги, уточнил эксперт.

Но существенная потеря отдельных грузов все же привела к итоговому общему снижению грузооборота. По словам Никифоренко, значительное снижение произошло по автотранспорту, погрузка которого по итогам года оказалась на 11% ниже плановых заданий. Кроме того, на 2-11% просела перевозка строительных грузов, цемента и нефти.

В прошлом году железной дороге пришлось существенно изменить традиционные логистические цепочки поставок, говорит заведующий кафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Александр Дмитриев. Так, погрузка на ОЖД в Ленинградской области по итогам 2022 г. уменьшилась на 6,5% до 25,4 млн т, а в Петербурге, наоборот, выросла на 13,3% – до 5,8 млн т, сообщили в пресс-службе компании.

Например, погрузка лесных грузов в Ленобласти упала на 62,2% – до 391 600 т, а в Петербурге, напротив, выросла на 11,1% – до 4800 т. Напомним, что снижение объема погрузки лесных грузов произошло после введения 9 марта 2022 г. запрета на экспорт круглых лесоматериалов в адрес недружественных стран. При общем падении экспорта на 80% выросли внутренние перевозки лесосырья в адрес предприятий целлюлозно-бумажной промышленности внутри страны. Поэтому в Ленобласти, которая граничит с европейскими странами, погрузка леса значительно упала, в Санкт-Петербурге, откуда грузы идут в другие регионы страны, она, напротив, выросла, поясняет Дмитриев.

Эксперт указывает, что аналогичная ситуация сложилась с погрузкой нефти и нефтепродуктов. Она выросла в Петербурге за год в 7,7 раз до 116 400 т, в то время, как в Ленобласти уменьшилась на 5,9% до 9,9 млн т. Напомним, что крупнейшие на Балтике российские нефтеналивные терминалы, осуществляющие перегрузку нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морские танкеры для отправки на экспорт, находится в Ленинградской области, в портах Приморск и Усть-Луга. При этом Евросоюз, США, Великобритания и ряд других государств в прошлом году несколькими пакетами санкций ввели систему различных ограничений против российской нефти.

"Поскольку ввели санкции, то погрузка нефти резко сократилась, основные потребители сохранились в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Если брать морской транспорт, то плечо доставки до Приморска дальше, чем через Петербург. Целесообразно отправлять цистернами сразу в Петербург, этим можно объяснить такой семикратный рост", – рассказал Дмитриев.

Несмотря на уже произошедшую в 2022 г. переориентацию грузов по железной дороге в 2023 г. объемы погрузки ОЖД могут снова сократиться, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. "Объемы упадут как относительно 2021 г., так и в сравнении с 2022 г., так как большую часть прошлого года товарооборот, наоборот, увеличивался в ожидании вступления в силу множества торговых запретов для РФ", – подчеркнул эксперт.

Он отметил, что в 2023 г. РЖД, в частности, ее дочерняя компания ОЖД может столкнуться с нехваткой объемов подвижного состава, так как логистические цепочки переориентировались на Восток, в этом направлении пошла значительная часть грузов, что может привести к дефициту контейнеров и вагонов для грузоперевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости20.01.2023