Рынки сузились
По данным РЖД, погрузка черных металлов на сети в прошлом году составила 66,2 млн т, сократившись к предыдущему почти на 3 млн т. При этом на Южно-Уральской дороге погружено 14 млн т (-17,7% к 2021 году), в том числе в границах Челябинской области – 11,9 млн т (-18,7%), на Свердловской – 10,6 млн т (-0,6%), на Московской – 3,3 млн т (-15,1%), на Приволжской – 2,2 млн тонн (+13,2%).
"В 2022 году ухудшение динамики перевозок черных металлов определил экспортный грузопоток. На фоне введенных западными странами санкционных ограничений экспортные перевозки черных металлов по сети РЖД продемонстрировали существенную отрицательную динамику (-18,6%). Помимо сужения рынков сбыта у экспортеров снизилась рентабельность продаж на фоне укрепления рубля, удлинения маршрутов из-за переориентации грузопотоков на новые рынки, роста затрат на транспортировку", - комментирует генеральный директор группы Globaltrans Валерий Шпаков.
По его словам, в апреле в условиях экономической неопределенности и ухода из России иностранных игроков внутренний спрос был сильно ограничен - металлоемкие отрасли, прежде всего, предприятия машиностроения и автомобилестроения, столкнулись с проблемой снижения потребления. Во второй половине года промышленность начала адаптироваться к условиям работы в санкционном режиме, потребление черных металлов стало постепенно восстанавливаться. Положительное влияние на динамику перевозок оказал спрос со стороны строительной отрасли, РЖД, автомобилестроения, увеличился объем госзаказов для оборонно-промышленного комплекса.
Путь в Азию не прост
Как считают эксперты, 2023 год, очевидно, будет не простым. Конъюнктура цен на внешних рынках может оказаться неблагоприятной для производителей угля и стали. Для выпуска цветных и драгоценных металлов прогноз дается более благоприятный.
При этом перенаправить сталь в Азию мешает неблагоприятная конъюнктура цен и логистические ограничения: пропускные способности Восточного полигона ограничены, морские пути гораздо длиннее и дороже, что повышает затраты в условиях, когда цены на металлопродукцию низкие, а приходится продавать с дисконтом.
Кроме того, трудности со сбытом на азиатском рынке сопряжены с высокой конкуренцией. На регион Юго-Восточной Азии приходится более 70% мирового производства стали, в том числе более 50% - на Китай.
Поддержать отрасль могут госинвестиции в строительство транспортной инфраструктуры РФ (трубопроводы, дороги, мосты, порты), обновление инженерных сетей ЖКХ, газификация, а также восстановление работы автомобильных заводов.
Как считает заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко, перспективы во многом зависят от строительного сектора, энергетического и транспортного машиностроения. Позитивный сценарий предполагает рост заказов на 16-20% в 2023 году, это позволит заместить выпадающие экспортные объемы и даже немного нарастить производство (объемы выпуска металлопродукции будут также зависеть от ремонта доменных печей). Консервативный сценарий предполагает, что производство сократится на 5-8% г/г.
Источник | Дата |
---|---|
РЖД-Партнер | 18.01.2023 |