11-03-21 / 2021
Новости отрасли
Пограничный карантин

Казахстан приостановил транзит в КНР через переход Достык до конца марта

С 1 марта АО "КТЖ – Грузовые перевозки" (дочернее подразделение АО "НК "Казахстан темир жолы", КТЖГП) ввело временный запрет на перевозку всех видов грузов в Китай через погранпереход Достык. Пункт пропуска остается открытым только для контейнеров. В КТЖГП рассчитывают использовать это время, чтобы решить проблему скопления вагонов на границе.

Как следует из официального сообщения "КТЖ – Грузовые перевозки", с 1 по 15 марта приостановлена приемка всех видов грузов в направлении станции Достык для пересечения границы с Китаем. Запрет не распространяется только на отправки в контейнерах. Ограничения для вагонов-зерновозов будут действовать немного дольше – до 20 марта, а транзитные потоки через Достык перекрыты до конца месяца, уточняют в КТЖГП.

Введение запрета казахстанский перевозчик объясняет сложной ситуацией, сложившейся на границе с Китаем: из-за жестких антиковидных мер со стороны КНР замедлился пропуск вагонов. Как следствие, увеличивается количество "брошенных" поездов. По данным КТЖГП, по состоянию на конец февраля от движения были отставлены 12 тыс. вагонов с грузом. "В результате собственники вагонов и экспортеры из-за длительных простоев несут непроизводительные убытки, не могут исполнить экспортные договоры", – говорится в пресс-релизе компании.

В КТЖГП отметили, что за введение ограничений на границе выступили крупнейшие отраслевые ассоциации – Казахстанская ассоциация перевозчиков и операторов вагонов (КазАПО) и Зерновой союз Казахстана. По подсчетам КазАПО, из-за скопления поездов на границе собственники вагонов, входящих в ассоциацию, теряли в сутки более 19 млн тенге (около $46 тыс.). Зерновой союз оценил стоимость груза, застрявшего на границе с Китаем, в $16,5 млн.

Как рассказала начальник службы корпоративных коммуникаций компании "ТрансКом" Юлия Ледак, сложности с перевозками в КНР отмечаются с сентября 2020 года. Из-за введения Китаем карантинных мер срок прохождения грузов через границу вырос с 15 до 25 суток.

Из-за сложностей на границе компания "Астык Транс" еще в конце января 2021 года приостановила прием заявок от клиентов назначением в Китай через погранпереход Достык. По оценке оператора, при условии сохранения январских темпов выгрузки – в среднем девять вагонов-зерновозов в сутки – потребуется девять месяцев, чтобы высвободить 2,5 тыс. простаивающих вагонов.

Разгрузить пункт пропуска планируется за время действия запрета. Как сообщили в КТЖГП, компания планирует передать Китаю "брошенные" поезда с грузом и вагоны-зерновозы. Как уточнила Юлия Ледак, по состоянию на начало марта 2021 года отставленными находились порядка 700 вагонов "ТрансКома" назначением КНР.

"Ограничение пропуска грузов через Достык может повлечь невыполнение договорных обязательств по поставкам партнерам, соответствующие штрафные санкции, а также отстой порожних вагонов и штрафы за простой на станционных путях", – считает Юлия Ледак.

Сложности с перевалкой грузов, в основном зерна, на границе испытали и российские операторы. По словам заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, вагоны-зерновозы стоят в некоторых случаях месяцами, поэтому запрет со стороны Казахстана был вполне ожидаемым.

"Под запрет потенциально могут попасть 1-1,5 тыс. крытых вагонов-зерновозов, следующих из России в Китай транзитом через Казахстан", – уточнил эксперт.

И.о. начальника Департамента перевозок промышленных грузов и ТНП Первой грузовой компании Ирина Капитанова отметила, что сложившаяся ситуация является общей проблемой как для операторов, так и для экспортеров, и грузополучателей. "Непроизводительный простой вагонов, в некоторых случаях доходящий до 100 суток, нарушение сроков поставок, которое бьет по карману отправителей грузов, вынуждая искать обходные логистические решения, – все это последствия закрытых границ КНР, – пояснила она "Гудку". – В настоящий момент ведем работу с клиентами, в частности помогаем переориентировать грузопотоки, выстраиваем эффективную логистику с учетом имеющихся обстоятельств. Надеемся, что в скором времени все разрешится".

В КТЖГП на момент сдачи номера не ответили на вопрос "Гудка" о планах по урегулированию ситуации на границе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152011.03.2021