15-02-17 / 2017
Новости отрасли
Пограничное состояние

В январе удалось существенно превысить прошлогодние показатели по погрузке и тарифному грузообороту, которые выросли соответственно на 6,7 и на 11,1. Выполнен и месячный план, который был скорректирован в бoльшую сторону.

Первый месяц года отмечен бурным ростом экспортных перевозок. Перевозки росли в обоих направлениях. Во внутрироссийском не так заметно – всего на 3,6%, зато резкий скачок совершен в экспортном направлении – почти на 12%. По-прежнему наиболее значительный рост демонстрируют массовые грузы 1-го класса, особенно уголь – прошлогодний уровень перевозок превышен на 9,9%, или на 2,8 млн тонн. Причем экспорт этого вида топлива вырос еще больше – на 22%, и не только традиционно на дальневосточном направлении, но и на западном. Этому поспособствовала холодная зима в Европе и, как следствие, повышенный спрос со стороны генерирующих предприятий Германии, Великобритании, Франции.

Необходимо отметить и слаженную совместную работу ОАО "РЖД", операторов подвижного состава, грузоотправителей и морских терминалов, что позволило обеспечить стабильный подвод поездов, выгрузку угля и других грузов в портах. Погрузка угля в адрес российских портов в январе, по данным Центральной дирекции управления движением, возросла на 15%, или 673 вагона ежесуточно, в том числе в порты Октябрьской дороги – на 17%, Северо-Кавказской – на 7% и на Дальний Восток – на 15%. Наибольший прирост достигнут в адрес АО "Дальтрансуголь" – на 13%, АО "Восточный порт" – на 11%, но особенно заметно, на 50%, в морском торговом порту Усть-Луга АО "Ростерминалуголь", что объясняется как раз той ситуацией в европейских странах, о которой речь шла выше.

Существенный рост перевозок угля, на 75%, отмечен в подвижном составе АО "ФГК", что обусловлено наращиванием доли ключевых клиентов, а также увеличением потребления в Китае и другими внешними факторами. Его доля в общем объеме перевозок в подвижном составе ФГК в экспортных направлениях в прошлом месяце составила 72%. Этому способствует наращивание парка инновационных полувагонов компании. Среди грузоотправителей, которые их используют для экспортных перевозок, такие крупнейшие угледобывающие предприятия, как Кузбасская топливная компания, "Сибирский антрацит", "Кузбассразрезуголь", и другие.

В январе улучшилась ситуация по строительным грузам. Напомним, что основная их доля перевозилась в летний сезон. И теперь увеличению перевозок способствовало создание зимних баз не на самих карьерах, а в местах потребления этой продукции. Так, несмотря на сезонный фактор, объем перевозок в вагонах той же ФГК минерально-строительных грузов увеличился в три раза.

В то же время, несмотря на заметный прирост доходов от грузовых перевозок, структура перевозимых грузов оставляет желать лучшего, и в первую очередь из-за недобора нефтяной номенклатуры. В то же время произошел рост перевозок высокодоходных черных металлов, а также химикатов и соды. Существенно, более чем на 22%, прибавили контейнерные перевозки, что свидетельствует о приостановке оттока высокодоходных грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный.

По итогам января положительную динамику, помимо каменного угля, черных металлов, химикатов и соды, строительных грузов, продемонстрировали также кокс (+15,7%), химические и минеральные удобрения (+5%), лесные грузы (+10,2%), зерно (+18,8%), но особенно заметно – лом черных металлов (+75,9%).

Растут на сети и основные качественные показатели использования подвижного состава. Средний вес грузового поезда в январе составил 4019 тонн, среднесуточная производительность локомотива – 2165 тыс. ткм брутто, участковая скорость – 43,4 км/ч, что выше бюджетного задания соответственно на 0,5%, 1,2% и 1,4%.

На Горьковской дороге улучшению этих показателей способствовали различные организационно-технические мероприятия. В первую очередь это организация движения грузовых поездов по энергооптимальным графикам, повышение качества взаимодействия между участниками перевозочного процесса, ликвидация различных барьерных мест в продвижении поездопотоков. За прошлый месяц там провели 891 поезд повышенного веса.

Повышению качества обслуживания и транспортной доступности для клиентов большое внимание уделяется и на Приволжской дороге. Приоритетной задачей в этом году там является сокращение оборота вагона в местном сообщении. В январе за счет совершенствования договорных отношений с контрагентами и унификации единой технологии оборот местного вагона сокращен на 0,8 суток, эффект при этом составил 14,9 млн руб. В этом году поставлена задача по снижению оборота местного вагона до 2,7 суток, что снизит затраты грузовладельцев на привлечение подвижного состава до 110 млн руб. На 10,8% снизился там в январе и оборот транзитного вагона, чего удалось достичь благодаря совместной с соседними дорогами и с центральным аппаратом работе по развитию и совершенствованию единых полигонных технологий. Это, в свою очередь, дало возможность практически уйти от междорожных стыков, снизить эксплуатационные расходы в этом году на 235,5 млн руб. За счет повышения качества обслуживания клиентов, проведения дорогой работы с бизнес-сообществом, региональными органами власти удается привлечь и дополнительные объемы грузов.

На Приволжской дороге одними из самых высоких оказались и темпы прироста погрузки к прошлому года – с плюсам на 13,2%. Следует также отметить Юго-Восточную, Куйбышевскую, Западно-Сибирскую и Красноярскую магистрали, на которых объемы отгружаемой продукции увеличились соответственно на 10%, 9,4%, 12,7% и 12%. Но наибольшее ускорение этого показателя зафиксировано в январе на Северо-Кавказской дороге – на 27,6%.

Но еще более ударные темпы прироста демонстрировал в первый месяц года грузооборот, причем не только на дорогах Восточного полигона и других припортовых магистралях, но и на полигоне европейской части России. Так, на Московской, Горьковской, Юго-Восточной, Куйбышевской дорогах этот показатель с учетом пробега порожних вагонов поднялся соответственно на 14,2%, 14,9%,16,4% и 12,4%.

В то же время пассажирооборот на инфраструктуре РЖД сократился к январю 2016 года на 2,5%, а в дальнем следовании – на 3,8%. Лишь в пригородном сообщении этот показатель увеличен на 1,7%. В этом виде сообщения отметим увеличение пассажирооборота на таких дорогах, как Октябрьская (+11,8%), Калининградская (+25,7%), Московская (+6%), Куйбышевская (+8,2%), Южно-Уральская (+3,8%) и Западно-Сибирская (+4,8%). В целом в обоих видах сообщения этот показатель существенно превысил свои прошлогодние значения на Октябрьской, Калининградской, Московской, Куйбышевской и Восточно-Сибирской магистралях, соответственно на 6,5%, 17,7%, 5,1%, 3,4% и 4%.

Что касается динамики пассажирских перевозок, то пассажиропоток в январе особенно заметно вырос на Октябрьской, Калининградской, Московской, Куйбышевской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской дорогах – на 8,8%, 10,5%, 16%, 4,9%, 6,4% и 4,1%. Отметим отток пассажиров на Северо-Кавказской дороге, где спад составил 15,7%, и в меньшей степени на Горьковской, Северной, Приволжской и Дальневосточной магистралях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.02.2017