24-04-18 / 2018
Новости отрасли
Поездка в ремонт осталась платной

Верховный суд РФ отклонил апелляцию АО "Первая грузовая компания" ПГК на взыскание с ОАО "РЖД" дополнительных средств за перевозку вагонов, отцепленных в ремонт. Как говорят в РЖД, после этого решения собственники уже не смогут требовать возврата денег за транспортировку вагонов.

Новое судебное решение стало прецедентом для операторов. Как рассказал "Гудку" заместитель руководителя правового департамента ОАО "РЖД" Алексей Васильев, суть спора состояла в том, что ПГК требовала от РЖД вернуть 1,161 млн руб., списанные с ее лицевого счета в 2015 году. В июле – сентябре 2015 года РЖД отцепили по причине неисправности 46 вагонов компании. После ремонта компания произвела добор денежных средств, списав их с лицевого счета компании, поскольку фактически эти вагоны с учетом транспортировки в депо и возврата на грузовую станцию проехали иное расстояние, чем в прямом груженом рейсе. Первоначально постановления Девятого арбитражного суда Москвы, а затем и Арбитражного суда Москвы были не в пользу ОАО "РЖД". Однако компания обратилась с апелляцией в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ, которая в марте 2018 года вынесла окончательное решение в пользу ОАО "РЖД". С 2015 года, когда вышла телеграмма Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" о взимании средств за перепробеги неисправных вагонов, на компанию были поданы со стороны операторов иски с просьбой вернуть средства. Семь из этих исков на общую сумму более 4,5 млн руб. дошли до Верховного суда и были отклонены.

"Это дело с ПГК стало последним в серии, после чего нижестоящие суды уже не будут принимать подобные иски к рассмотрению, – говорит Алексей Васильев. – Теперь сформировалась практика, благодаря которой для компании сэкономлены не только эти 4,5 млн руб., но десятки миллионов рублей в будущих спорах по возврату денежных средств".

Согласно определению Верховный суд учел, что данное дело должно регулироваться положениями Устава железнодорожного транспорта и Федеральным законом "О железнодорожном транспорте", в то время как нижестоящие суды ссылались на нормы Гражданского кодекса и положения договора компании с РЖД. В ПГК воздержались от комментариев на предложенную тему.

Стоит отметить, что судебные разбирательства с операторскими компаниями по вопросу оплаты перемещения вагонов в ремонт создавали для ОАО "РЖД" определенные проблемы – ежегодное количество таких споров измерялось десятками (в прошлом году – порядка 50 дел). Теперь эта проблема в прошлом.

Член президиума СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта" Ирина Чиганашкина считает такое решение нелогичным.

"Мы этот вопрос неоднократно обсуждали на различных площадках, – говорит Ирина Чиганашкина. – При начально-конечных операциях оператор платит за осмотр вагонов, и получается, что в случае отцепки эта услуга была оказана некачественно и оператор должен платить снова за перепробег. Такой перенос ответственности из сферы инфраструктуры в область подвижного состава неправильный".

Она также отметила, сейчас, особенно при сокращении центров проведения текущего отцепочного ремонта, необходимо сконцентрироваться на раннем выявлении угроз безопасности движения.

Однако Верховный суд в постановлении указал, что "вывод судов о том, что принятие перевозчиком к перевозке без замечаний и претензий, безусловно, свидетельствует о вине ответчика и не основан на нормах права. Сам по себе факт принятия вагонов, не принадлежащих перевозчику, к перевозке не может свидетельствовать о вине ответчика, и отцепка вагонов в пути следования для проведения текущего ремонта не означает наличие вины перевозчика в технической неисправности отцепленных в ремонт вагонов".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.04.2018