24-11-23 / 2023
Компания в СМИ
Поездам нужен простор

В сентябре на Восточном экономическом форуме зампред правительства РФ Марат Хуснуллин, курирующий строительный комплекс, заявил о том, что на развитие инфраструктуры железнодорожникам нужно давать столько средств, сколько они способны освоить.

За этой сакраментальной фразой – реальная проблематика. На сети РЖД насчитывается 5,4 тыс. км железнодорожных линий с использованием пропускной способности более чем на 85%. Строить будут больше Нельзя сказать, что финансирование работ по усилению железнодорожной инфраструктуры идет крайне низкими темпами. Наоборот, вливания растут из года в год, однако нынешние вызовы для экономики, активная переориентация внешнеторговых грузопотоков на альтернативные маршруты побуждают к решению проблем более быстрыми темпами.

"Несмотря на видимые улучшения, сеть не успевает за запросами грузоотправителей по востребованным направлениям", – констатирует замначальника департамента коммерческой работы АО "Новая перевозочная компания" Андрей Коровкин.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в период с 2010 года выросла всего на 1,5% (для сравнения: среднесуточный грузооборот за это время увеличился более чем на 30%). Недостаток инфраструктуры влияет на ухудшение качественных показателей работы транспорта. Так, определенный вклад в динамику оборота вагона за последние 10 лет, помимо прочего, вносит рост показателя простоя на технических станциях. Это косвенно говорит о недостаточном количестве и перерабатывающей способности сортировочных станций, комментирует А. Коровкин.

"Количество сортировочных станций по сравнению с 2000 годом не только не выросло – оно, наоборот, сократилось. И их дефицит носит острый характер, особенно на Дальнем Востоке", – считает представитель НПК.

В следующем году на проекты комплексной модернизации железнодорожной инфраструктуры предусмотрено 535 млрд руб., или свыше 40% от инвестпрограммы РЖД (общий размер инвестиций – 1 трлн 275 млрд руб.). Объемы строительства возрастут, говорят в компании. В этом году для строительных работ на железных дорогах предоставлено 140 тыс. технологических окон общей продолжительностью более 785 тыс. ч. В следующем их число для освоения инвестпрограммы увеличится примерно на 15%, сообщил замглавы ОАО "РЖД" – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков.

Приоритет – портам Основной акцент сделан на развитии подходов к припортовым станциям. Как рассказал М. Глазков, сегодня на всех главных припортовых направлениях наблюдается рост грузопотока. За последние 10 лет погрузка в адрес портов увеличилась на 42%. В частности, перевозки в направлении морских терминалов Северо-Запада выросли на 20%, Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) – на 21%, Дальнего Востока – в 2 раза.

"Мы сегодня работаем при максимальном грузообороте на сети. За 9 месяцев среднесуточный грузооборот составляет 7,3 млрд т-км, и объем перевозок растет", – говорит начальник Центральной дирекции управления движением.

Большая часть инвестиций идет на развитие Восточного полигона. В следующем году на эти цели предусмотрено 366 млрд руб. Работы будут завершаться по второму этапу этой программы, и сейчас в стадии согласования находятся параметры третьего. В частности, высказывается мнение о целесообразности создавать полноценный БАМ – со вторыми путями на всем протяжении главного хода и с дальнейшей электри фикацией магистрали. Немаловажное значение придается обновлению инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. В числе прочего запланировано перераспределение значительной части грузового поездопотока на формируемое специализированное технически высокооснащенное двухпутное грузовое направление Котельниковский ход (ст. им. М. Горького – Котельниково – Крымская) общей протяженностью более 700 км.

Ключевой проект развития АЧБ – обход Саратова. "Мы в прошлом году достигли пропускной способности 125 млн т. Дальше, что бы мы ни делали за Саратовом, через него мы больше провезти не можем", – пояснил необходимость строительства заместитель гендиректора ОАО "РЖД" Андрей Макаров.

Ключевым звеном транспортной системы России остается и СевероЗападный полигон. К тому же порты Балтики после непростого 2022 года наращивают грузооборот, обеспечивая экспортные перевозки в адрес Турции, Северной Африки, Индии и даже Китая. Наиболее крупные стройки в рамках данного полигона затрагивают развитие Мурманского и Усть-Лужского железнодорожных узлов и подходов к ним.

Соединяя городское пространство В числе других капиталоемких проектов РЖД – развитие Центрального транспортного узла. Министр транспорта РФ Виталий Савельев назвал значимым событием нынешнего года запуск 3-го и 4-го Московских диаметров. Общая длина новых диаметральных маршрутов составила более 170 км, открыто 74 станции.

На очереди – реализация МЦД-5, наиболее сложного диаметрального маршрута, который соединит Ярославское и Павелецкое направления Московской железной дороги. Линия должна протянуться на 89 км и включить в себя 39 станций. По задумке МЦД-5 откроется через 5 лет. В планах – большая стройка по Санкт-Петербургскому транспортному узлу. В настоящее время уточняются параметры проектов на период до 2030 года, но известно, что протяженность выделенной линии Белоостров – Ораниенбаум ориентировочно составит 110 км, Токсово – Гатчина-Варшавская – 87 км. Кроме того, запланировано строительство 3-го и 4-го главных путей на участке Санкт-Петербург-Главный – Тосно, а также 80-километрового ЮгоЗападного обхода (Лебяжье – Большая Ижора – Владимирская) и 130километрового Северо-Восточного (Павлово-на-Неве – Лосево I) для грузовых поездов.

Безусловно, большое внимание в настоящее время приковано к проекту создания ВСМ Москва – Санкт-Петербург, за счет чего время поездки между городами сократится до 2 ч. 15 мин. Для возведения двухпутной магистрали протяженностью 679 км предстоит провести земляные работы в объеме 146,4 млн куб. м, построить 219 искусственных сооружений, 14 станций. Расчетный размер движения составит 40 пар поездов в сутки.

Однако точные сроки, когда будет реализован проект стоимостью 1 трлн 658 млрд руб. (еще 284 млрд руб. запланировано по другим титулам на строительство участков будущей магистрали в Москве и Санкт-Петербурге общей протяженностью 54,8 км), сегодня никто назвать не берется, источники финансирования не определены. Тем не менее в ОАО "РЖД" пока ориентируются на 2030 год, когда ВСМ сможет выйти на расчетный размер движения поездов. Персидские мотивы С повышением внешнеэкономической роли МТК Север – Юг необходимо совершенствовать перевозочный процесс по всем маршрутам этого формирующегося транспортного коридора. Например, по западному направлению в контакте с Азербай джаном и Ираном готовятся к за пуску сквозные логистические сервисы, проинформировал замминистра транспорта РФ Валентин Иванов. "Решены проблемы перегруженности автомобильных пунктов пропуска, в проработке – совместная реализация инфраструктурных проектов, ускорение таможенного контроля и оптимизация процедур в части проектов "Зеленый коридор" и "Упрощенный таможенный коридор", – рассказал он. В ближайшие 5 лет в рамках развития автодорог будет осуществлено строительство обходов Махачкалы, Дербента, Астрахани и Хасавюрта, что ускорит доставку грузов. По железнодорожной инфраструктуре продолжается проект по переводу участка Дербент – Самур – государственная граница на систему тяги переменного тока. Это снизит простой поездов на ст. Дербент при смене рода тока.

Обеспечить сквозной железнодорожный проезд к портам Персидского залива должна постройка участка совмещенной колеи Решт – Астара протяженностью 160 км. Москва и Тегеран договорились совместно финансировать данный проект. На эти цели выделяется межгосударственный кредит в €1,3 млрд. "Формирование сквозного железнодорожного движения к 2028 году позволит повысить конкурентоспособность МТК Север – Юг за счет существенной экономии по срокам транспортировки грузов, что поможет России и странампартнерам диверсифицировать глобальные транспортные потоки", – заявил В. Иванов. Прирастая Арктикой и Сибирью Помимо модернизации существующей инфраструктуры, развитие железных дорог в России требует создания новых линий. Одним из актуальных проектов генеральный директор АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ) Ирина Магнушевская называет строительство Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево, направленного на дальнейшее освоение минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа.

Большую значимость железнодорожный транспорт должен приобрести с реализацией госполитики в области развития арктических территорий. Здесь особая роль отводится созданию подходов к портам Севморпути со строительством линий Белкомур (Архангельск – Сыктывкар – Соликамск), Полуночное – Обская ("Урал Промышленный – Урал Полярный"), Сосногорск – Индига, а также Трансполярной магистрали (Коротчаево – Русское – Игарка – Норильск – Дудинка), перечисляет руководитель ИЭРТ.

Еще один грандиозный проект – создание Северо-Сибирской магистрали (Нижневартовск – Белый Яр – Усть-Илимск) протяженностью 1,9 тыс. км. Направленный на обслуживание промышленной зоны Нижнего Приангарья, а также формирование альтернативного маршрута для некоторых участков БАМа и Транссиба, он был одобрен еще в 2000-х гг., но развития не получил. В этом году главой государства поручено причастным ведомствам проработать вопрос строительства Севсиба.

Добавим, что в принятый план реализации Стратегии социальноэкономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года включен пункт об оценке целесообразности линии Элегест – Кызыл – Курагино. Реализация данного проекта в свое время была поставлена на паузу. Его целью является инфраструктурное обеспечение Элегестского месторождения угля и развитие транспортного потенциала Республики Тыва. Также планом предполагается завершить в 2026 году постройку линии Карабула – Ярки в Красноярском крае протяженностью 44 км. Это часть программы освоения Нижнего Приангарья, предполагающей создание нового промышленного района на основе Богучанской ГЭС и Богучанского алюминиевого завода.

Рельсы уйдут в Поднебесную С учетом активизации экономических связей России и Китая одной из актуальных задач является диверсификация трансграничных маршрутов с созданием новых пунктов пропуска. Тот же Севсиб может быть соединен с КНР железнодорожным коридором, который по одному из вариантов пройдет через ст. Таштагол (ЗСЖД) до китайского города Урумчи. Второй коридор может пройти через Тыву, включив в себя перспективную линию Курагино – Кызыл. В этом случае часть сообщения пройдет по территории Монголии. При этом рассматриваются два маршрута – северный и западный. И тот и другой призваны снять инфра структурные ограничения для экспорта сибирской продукции. Северная ветка может быть построена в направлении Кызыл – Цаган-Толгой (РФ) – Арц-Сурь – Овот – Эрденет – Салхит – Замын Ууд (Монголия) – Эрлянь – Уланчаб – Чжанцзякоу – Пекин – Тяньцзинь (КНР). Для западного коридора предложен маршрут Кызыл – ЦаганТолгой (РФ) – Арц-Сурь – Ховд (Монголия) – Такешкен – район Хами – Урумчи (Китай).

В Дальневосточном федеральном округе предлагается реализовать не столь масштабные проекты, но которые отчасти позволят разгрузить участки Восточного полигона. Речь идет о пограничных переходах Приаргунск – Хайлар и Джалинда – Мохэ. Последний находится в наиболее высокой степени проработки. Заинтересованными сторонами в этом проекте выступают провинция Хэйлунцзян, Амурская область и Якутия, которая ищет минимальное расстояние для экспорта/импорта продукции. Пункт пропуска смешанного типа Джалинда – Мохэ открылся в 1993 году, однако в начале 2000-х гг. его работа была приостановлена из-за низкого грузового и пассажирского потока. Возобновить перевозки планируется со строительством новой инфраструктуры, включая железнодорожный мост через реку Амур.

На первом этапе Железные дороги Якутии собираются восстановить заброшенный участок пути Сковородино – Рейново протяженностью 70 км, находящийся на балансе РЖД. Как уточнил гендиректор АО "АК "ЖДЯ" Василий Шимохин, на данную тему прошли заседания совета директоров ОАО "РЖД", с харбинской корпорацией China Railway обсуждена технология работ и строительство железнодорожной инфраструктуры погранперехода. В ОАО "РЖД" в детали проекта не посвящают. ЖДЯ сообщили о договоренности с китайской стороной провести обмен рабочими группами. "Республика Саха крайне заинтересована в реализации международного пункта пропуска Джалинда – Мохэ для перевозок грузов из Якутии и импорта товаров народного потребления из КНР по ближайшему пути", – заявил В. Шимохин.

Пути расширения Конечно, проекты нового строительства предполагаются не только на территории Сибири и Дальнего Востока, но и в европейской части страны. Как рассказывает И. Магнушевская, в качестве альтернативы существующей железнодорожной линии Туапсе – Адлер, располагающейся в сложной геологической зоне вдоль берега Черного моря, где имеется угроза селевых потоков, камнепадов, оползней и т. п., предполагается строительство двухпутной железной дороги Кривенковская – Сочи, которая должна проходить по южным отрогам Кавказских гор, в 10-12 км севернее существующего участка пути. Власти Марий Эл выступают за продление линии Зеленый Дол – Яранск до ст. Котельнич. Для этого нужно построить 130 км железной дороги. По мысли республиканских властей, удлинение железнодорожного участка, который, связывая Татарстан с Кировской областью, проходит через Марий Эл, соединило бы северный и южный ходы Транссиба и устранило бы разрыв в железно дорожном коридоре МТК Север – Юг. Всего, по данным ИЭРТ, при реализации актуальных инициатив по расширению железнодорожной сети к 2035 году ее протяженность может увеличиться на 8 тыс. км новых линий и на 38 тыс. км – к 2050-му. Однако волатильная ситуация в экономике РФ не способствует активному строительству инфраструктурных объектов. В числе негативных факторов – удорожание кредитных ресурсов.

"Ключевая ставка повышена до 15%, а с учетом того, что нужно брать пятилетний кредит для развития инфраструктуры, процентная ставка теперь 17% плюс. Такая процентная ставка для инфраструктурных проектов, которые либо близки к грани окупаемости, либо носят вообще неокупаемый характер, не имеет никакого смысла", – подчеркивает первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Вадим Михайлов. С учетом активизации экономических связей России и Китая одной из актуальных задач является диверсификация трансграничных маршрутов с созданием новых пунктов пропуска. Тот же Севсиб может быть соединен с КНР железнодорожным коридором, который по одному из вариантов пройдет через ст. Таштагол (ЗСЖД) до китайского города Урумчи В числе других капиталоемких проектов РЖД – развитие Центрального транспортного узла. Министр транспорта РФ Виталий Савельев назвал значимым событием нынешнего года запуск 3-го и 4-го Московских диаметров. Общая длина новых диаметральных маршрутов составила более 170 км, открыто 74 станции Основной акцент сделан на развитии подходов к припортовым станциям. Сегодня на всех главных припортовых направлениях наблюдается рост грузопотока. За последние 10 лет погрузка в адрес портов увеличилась на 42%. В частности, перевозки в направлении морских терминалов Северо-Запада выросли на 20%, Азово-Черноморского бассейна – на 21%, Дальнего Востока – в 2 раза

Источник Дата Наименование материала
РЖД-Партнер 24.11.2023