11-07-18 / 2018
Новости отрасли
Поездам дадут оператора

Минтранс России переработал нормативно-правовую базу в сфере контейнерных перевозок, которая не менялась с 2003 года. В новом приказе установлен порядок перевозки универсальных и специализированных контейнеров, обязательный для исполнения всеми участниками перевозочного процесса.

Контейнеры поедут по новым правилам. Проект приказа "Об утверждении Правил перевозок грузов в контейнерах и порожних контейнеров" размещен на портале нормативно-правовых актов 25 июня для публичного обсуждения, которое завершится 16 июля. Документ разрабатывался совместно с Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития РФ.

Как отметили в Минтрансе, сейчас перевозка универсальных и специализированных контейнеров регулируется двумя отдельными по видам вагонов приказами МПС, практика применения которых доказала, что их необходимо актуализировать. Поэтому принято решение отменить устаревшие приказы, а в новом документе объединить все виды перевозок и правила к ним, что, собственно, и сделал регулятор. "Императивное предписание, которое обязательно для исполнения и не может быть изменено по договоренности сторон, позволит эффективно и оперативно обеспечить организацию перевозочного процесса на железнодорожном транспорте", – считают в ведомстве.

"Проект Правил перевозок грузов в контейнерах и порожних контейнеров на железнодорожном транспорте представляет собой концептуально новый документ, предусматривающий единый подход к организации перевозки грузов как в универсальных, так и в специализированных контейнерах, а также нормативное регулирование порядка и условий организации перевозок грузов в контейнерах и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов. Документ направлен на повышение эффективности использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и совершенствование организации обеспечения безопасности перевозок грузов", – пояснил "Гудку" заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" – начальник Управления правового обеспечения Игорь Бычков.

Как считает генеральный директор АО "РЖД Логистика" Вячеслав Валентик, проект действительно содержит ряд новых положений. В частности, в правовое поле вводятся перевозки контейнерными поездами и регламентируются их условия, а также новый участник перевозочного процесса – организатор контейнерного поезда. По проекту приказа им может быть грузоотправитель, оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров или тот, кто оплачивает перевозку. Организатор отвечает за организацию и формирование поезда и предъявляет его к перевозке.

"Фактически отношения, описываемые в проекте документа, сложились уже достаточно давно, что позволяет установить для них правовую регламентацию. Однако нужно детально рассматривать документ, в первую очередь на предмет баланса интересов разных участников рынка – владельца инфраструктуры, перевозчика, грузоотправителей, операторов и логистических компаний, предоставляющих сервисы в сфере контейнерных перевозок. В итоговом документе хотелось бы увидеть современные, принятые в международной практике понятия – например, не "организатор", а "оператор контейнерного поезда", возможно, потребуется определить критерии для формирования контейнерных поездов", – говорит Вячеслав Валентик.

В ПАО "ТрансКонтейнер" сообщили, что специалисты компании пока только изучают проект приказа. Также отказались комментировать инициативу Минтранса в транспортной группе FESCO, возможно, потому, что эксперты компании совместно с Союзом операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) разработали собственный проект Правил перевозок грузов универсальными и специализированными контейнерами в составе контейнерных поездов и в апреле передали его регулятору. Напомним: среди основных положений документа – условия организации и назначения контейнерного поезда, фиксация общего срока рассмотрения заявки на организацию и назначение контейнерного поезда перевозчиком, а также закрепление правил отцепки контейнеров в пути следования.

Кроме того, в АО "ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс", которое также участвовало в разработке проекта, считали важным нормативно закрепить в документе понятия "контейнерный поезд" и "оператор контейнерного поезда". По мнению директора по взаимодействию с органами государственной власти компании Ларисы Коршуновой, этот правовой пробел не дает возможности ставить перед соответствующими госорганами вопросы по выработке гибкой налоговой политики, учета в рамках реализации систем управления рисками, например таможенными.

Впрочем, в нормативе Минтранса эти пожелания учтены, однако в СОЖТе сообщили, что представлен не их документ и к проекту регулятора они направят свою позицию.

Что касается фиксированного срока рассмотрения заявки на организацию и назначение контейнерного поезда, то здесь позиции не сошлись. СОЖТ предлагает установить срок не более 14 суток при следовании поезда в пределах одной железной дороги и 21 сутки – по двум и более дорогам. Минтранс предусмотрел 30 календарных дней на ее рассмотрение с момента регистрации.

"Сейчас мы работаем по заявкам на перевозку грузов формы ГУ-12, и обычно процедура согласования занимает не больше недели, – говорит начальник отдела организации контейнерных поездов ООО "ИнтерРейл Сервис" Вадим Алешин. – Такой длинный срок оправдан в том случае, если рассматриваются и согласовываются новые маршруты или направления перевозок, когда нужно объединить усилия нескольких участников перевозочного процесса, в частности владельца инфраструктуры, морских портов. В традиционных регулярных перевозках они должны быть гораздо короче".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.07.2018