19-01-16 / 2016
Новости отрасли
Поезда прибавили вес и скорость

В декабре прошлого года, так же, как и в ноябре, ОАО "РЖД" вновь удалось превысить прошлогодний уровень погрузки, а отставание в целом по итогам года сократить до 1. При этом тарифный грузооборот с учетом пробега собственных и арендованных порожних вагонов оказался выше прошлогоднего значения на 0,2.

Развитие технологии движения по расписанию сократило сроки доставки грузов. Всего за январь – декабрь 2015 года на сети дорог было погружено 1214,5 млн тонн различных грузов, или 3327,3 тыс. тонн в среднем в сутки. Сверх плана погружено 8 млн тонн, и он выполнен на всех дорогах. А на Забайкальской, Красноярской, Калининградской, Северной и Южно-Уральской магистралях его удалось даже перевыполнить.

При этом по итогам года на отдельных дорогах – Юго-Восточной, Свердловской, Красноярской, Забайкальской и Дальневосточной – превышен и прошлогодний уровень погрузки.

Сократился объем отправленных грузов на Октябрьской, Южно-Уральской, Куйбышевской и особенно на Горьковской и Восточно-Сибирской дорогах, соответственно на 8,2% и на 6,4%.

Из 39 планируемых номенклатурных позиций выполнено задание по погрузке 36 из них. Выше установленного плана велась отгрузка кокса, нефти и нефтепродуктов, руды железной и цветной, черных металлов, лома черных металлов, удобрений, зерна, химикатов, лесных грузов, импортных, а также грузов в контейнерах. Что особенно важно, выше плана отгружались высокодоходные грузы 3 и 2-го классов соответственно на 3,8% и 1,3% при снижении грузов 1-го класса на 0,2%.

На протяжении последних лет наблюдается неуклонное увеличение грузопотоков, направляемых в адрес российских портов и припортовых нефтебаз. Не стал исключением и прошлый год. В целом погрузка в этих направлениях возросла на 4% и составила 712,8 тыс. тонн в среднем в сутки. Наиболее заметно объемы прирастали в адрес портов и морских терминалов Северо-Кавказской дороги – на 10,7%, чуть меньше – в направлении Дальневосточной и Октябрьской дорог, на 5,5% и на 2,3% соответственно.

Также на 4% выросла и выгрузка вагонов в основных российских портах. Ее размеры составили в среднем 12,5 тыс. вагонов в сутки. Правда, в портах и в этом году не удалось задействовать на полную мощность их перерабатывающие способности – они использовались всего лишь на 81%, что не в лучшую сторону сказывалось и на поездной обстановке на подходах к ним. Но все же количество отставленных от движения поездов с экспортными грузами назначением в порты по сравнению с 2014 годом в целом удалось снизить на 25%, или на 38 поездов в сутки, в том числе на Северо-Кавказской дороге – на 50 поездов, на Дальневосточной – на 49, на Октябрьской – на 12.

По сравнению с прошлым годом удалось на 12,7 часа сократить и время оборота вагона на сети. Однако основным фактором ускорения оборота вагона стало сокращение на 6,4% рабочего парка на сети и, соответственно, снижение времени на его переработку. Замедление оборота вагона к уровню 2014 года допущено только на Калининградской дороге.

Свою роль в этом сыграло и снижение вагонооборота на 2% по сортировочным станциям (в среднем на одну станцию он составил 10,8 тыс. вагонов). При этом количество транзитных вагонов с переработкой также снизилось на 2%, а поток транзитных вагонов без переработки – на 3%. Простой транзитного вагона с переработкой снижен на 1,4 часа, или на 10%.

В минувшем году были улучшены и другие качественные показатели эксплуатационной работы: средний вес грузового поезда увеличился на 0,9%, или на 37 тонн (причем задание выполнено на всех дорогах), среднесуточная производительность локомотива – на 3,7%, или на 73 тыс. ткм брутто. Также на 3,7%, или на 1,4 км/час выросла за год и участковая скорость. Еще более – на 13%, или на 74 км/сут. повысилась маршрутная скорость движения груженых маршрутов, которая составила 637 км/сут. Правда, на Красноярской, Восточно-Сибирской и особенно Дальневосточной дорогах маршрутная скорость движения контейнерных поездов по сравнению с прошлым годом несколько упала.

Росту скоростей способствовало дальнейшее развитие технологии движения грузовых поездов по специализированным расписаниям. Начиная с первого месяца прошлого года было установлено задание ежесуточно отправлять 400 специализированных грузовых поездов. Наилучшие результаты на сети были достигнуты в августе, когда на полигонах дорог ежесуточно отправлялось 373 поезда. Внедрение данной технологии позволило увеличить среднюю скорость доставки грузовой отправки и обеспечить на более высоком уровне выполнение нормативных сроков доставки грузов потребителям. Так, по итогам 2015 года надежность доставки составила 92,9%, что на 5,8 процентного пункта выше по сравнению с предыдущим годом. В установленные сроки доставлено 94,7% груженых и 91,4% порожних отправок, что соответственно на 5,2 и 6,4 процентного пункта превышает показатели предыдущего года.

Заметно, на 44 км/сут., выросла скорость доставки груженой отправки, которая составила 372 км/сут.

Причем скорость доставки выросла по всем категориям отправок, в том числе групповая – на 43 км/сут., до 303 км/сут., маршрутная – на 66 км/сут., до 512 км/сут., повагонная – на 20 км/сут., до 259 км/сут., контейнерная – на 31 км/сут., до 464 км/сут.

Такое ускорение продвижения вагонопотоков позволило в три раза сократить сумму претензий грузоотправителей за нарушение сроков доставки.

Есть позитивные подвижки в организации движения и в пассажирском сообщении. Выполнение расписания движения пассажирских поездов улучшено как по отправлению со станций формирования, так и по прибытию на станции посадки (высадки) в пути следования и на станции назначения. Четче выполняется и расписание движения пригородных поездов.

Но сами пассажирские перевозки продолжают сокращаться. Всего в прошлом году по железным дорогам совершили поездки 1 млрд 24 млн пассажиров, это меньше, чем в 2014 году, на 4,3%, при этом пассажирооборот упал еще более существенно – на 6,5%. Однако если по итогам 2014 года перевозки в пригородном сообщении удалось удержать практически на уровне предыдущего года, то в 2015 году уже имеет место довольно существенное их снижение – на 4,2%. Зато удалось несколько сбить отрицательную динамику в дальнем следовании – с 7,2% в 2014 году до 5,1% в 2015-м.

В немалой степени этому способствуют всевозможные акции, направленные на повышение привлекательности поездок по железной дороге. 2016 год объявлен Годом пассажира, и начало ему было положено еще 25 декабря, когда подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между АО "ФПК", Профессиональным союзом работников народного образования и науки РФ и Российским союзом ректоров. Согласно документу в рамках программы "РЖД Бонус" скидка в размере 25% от стоимости билета в купейных вагонах в период с 1 сентября по 30 июня теперь распространяется на все вузы России. Год назад данная акция началась с пилотного проекта с участием лишь двух вузов – МГУ и МИИТа. Тогда в него было вовлечено 17 тыс. студентов. Сегодня же потенциальное число пассажиров в рамках данной акции, по предварительным оценкам, может возрасти многократно и достигнуть 5,5 млн. Рассматривается также возможность расширения ее рамок на весь год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.01.2016