04-09-18 / 2018
Новости отрасли
Поезда набирают вес

Тяжеловесное движение – эффективный способ повышения показателей перевозочного процесса

О необходимости увеличения массы грузовых поездов на "пространстве 1520" задумались еще в прошлом веке.

В результате исследований, выполненных в 1979–1980 годах учеными и специалистами ВНИИЖТа и Гипротранстэи (сегодня Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ), была установлена возможность увеличения на 250–300 тонн средней массы грузового поезда на важнейших направлениях железных дорог общей протяженностью 46 тыс. км. Достигалась она за счет более полного использования длины станционных путей и усиления тяговых средств.

С 1982 по 1985 год на Западно-Сибирской и Южно-Уральской дорогах были выполнены опытные поездки с поездами массой от 12 тыс. до 24 тыс. тонн, а в 1986 году прошла поездка с поездом рекордной массы 42 тыс. тонн и длиной 6,2 км.

В 2007 году в ОАО "РЖД" была утверждена Концепция организации тяжеловесного и длинносоставного движения грузовых поездов на основных направлениях сети железных дорог.

Развитие тяжеловесного движения стало отдельным разделом долгосрочной программы, направленной на реализацию Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, утвержденной 17 июня 2008 года Владимиром Путиным, занимавшим в этот период пост премьер-министра страны.

Результатом системных исследований и внедрений стало увеличение среднего веса грузовых поездов с 2819 тонн в 1980 году до более 4000 тонн к настоящему моменту (подробнее читайте материал "Освоить объемы помогут современные технологии").

Объемы грузоперевозок на сети ОАО "РЖД" постоянно растут. Так, за 15 лет транспортировка угля в восточном направлении выросла более чем в 3,3 раза. Объемы добычи данного вида полезных ископаемых в этом году превысят 420 млн тонн, достигнув рубежа, ранее установленного на 2030 год. Почти половина отправится на экспорт: Россия – третья в мире по объемам поставок угля на мировой рынок после Индонезии и Австралии. В восточном направлении пройдут около 100 млн тонн. А в 2025 году к погрузке в адрес восточных портов планируется 195 млн тонн угля.

"Масштабный рост объемов грузовых перевозок в условиях интенсивных строительно-монтажных работ по развитию перегонной и станционной инфраструктуры, ее ремонту и реконструкции делает тяжеловесное движение в России практически безальтернативным", – считает заведующий отделением перспективного моделирования перевозочного процесса АО "ИЭРТ" Андрей Бородин (подробнее читайте материал "Перспективные разработки").

В структурных подразделениях ОАО "РЖД", научных организациях по заказу компании продолжаются выработка и реализация проектов развития тяжеловесного движения на сети.

Разрабатываются локомотивы, способные эффективно водить поезда с повышенной массой. Как уже писал "Гудок" (№ 130 от 31.07.2018), новые электровозы с асинхронным тяговым двигателем 3ЭС10 сняли основное ограничение в развитии тяжеловесного движения по мощности локомотива на наиболее сложном участке Екатеринбург – Чепца.

Идут испытания газотурбовозов ГТ1h-001 и ГТ1h-002, использование которых снимет вопрос с тягой поездов весом 9000 тонн на направлении Войновка – Сургут – Коротчаево.

Реализуется проект усиления объектов электроснабжения сети с целью обеспечения энергией локомотивов повышенной тяги ("Гудок" № 147 от 23.08.2018).

Совместно с Правительством РФ идет работа по обновлению парка инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25 и 27 тс. Решаются вопросы укрепления пути, оптимизируются системы железнодорожной автоматики и телемеханики, совершенствуются методы управления перевозочным процессом. Работа над развитием возможностей тяжеловесного движения ведется по всем направлениям.

ОАО "РЖД" делает все, чтобы к 2025 году перспективный грузопоток мог свободно проследовать в пункты назначения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.09.2018