15-07-20 / 2020
Новости отрасли
Поезд вместо прицепа

Ассоциация "Консорциум центров экономических программ и стратегий" (КЦЭПС) разрабатывает проект "Палетный экспресс: мультимодальные перевозки грузов на палетах на интенсивных маршрутах средней и большой дальности". Президент ассоциации Владимир Егоркин рассказал о ходе реализации проекта, об инновационных решениях, необходимых для его реализации, и о возможности переориентации грузов на палетах с автомобильного на железнодорожный транспорт. Владимир Егоркин, президент КЦЭПС– Владимир Михайлович, на научно-техническом совете в ОАО "РЖД", состоявшемся в начале июня, вы представляли проект "Палетный экспресс: мультимодальные перевозки грузов на палетах на интенсивных маршрутах средней и большой дальности". Чем мотивирована идея создания "палетного экспресса"?

– К настоящему времени модель перевозок сырьевых грузов исчерпана. Для обеспечения дальнейшего роста грузооборота, даже для его сохранения на достигнутом уровне требуются диверсификация грузовой базы и привлечение маржинальных грузов. Где их взять? Это или международные грузоперевозки, которые могут стать транзитными, или внутренние автомобильные грузоперевозки. Программа "Палетный экспресс" нацелена на переключение до 15% грузопотока с автомобильного на железнодорожный транспорт.

Рынок магистральных автомобильных грузовых перевозок оценивается в 740 млрд руб. в год, более 70% из которых – это грузы на палетах. Отсюда и название "палетный экспресс".

Важно отметить, что автодорожная инфраструктура безнадежно перегружена, а бюджетные возможности России по ее развитию ограниченны. Переключение грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт – это еще и важная государственная задача. Так, один палетный поезд заменяет 70 фур!

– При каких условиях возможно переключение грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт? Какие требования к перевозке предъявляют грузоотправители?

– Требуется вывести на рынок перевозочный продукт, обладающий следующими характеристиками: перевозка "от двери до двери", цена на 5–10% ниже существующей для автоперевозок, значительное сокращение времени доставки, возможность перевозки палет с габаритами по высоте до 2,4 м и массой до 1,2 тонны, а также соблюдение расписания с точностью до одного часа. Такие требования можно выполнить только при сочетании трех инновационных решений.

Первое – это перевозка в специализированных двухэтажных палетных вагонах. Второе – мультимодальная схема перевозки, при которой локальный подвоз/развоз в пределах 200 км осуществляется автотранспортом, а магистральная перевозка – железнодорожным. Перевалка палет производится в палетно-логистическом терминале. И третье требование – новые принципы движения.

– Расскажите о каждом решении поподробнее. Начнем с палетного вагона. Какие преимущества есть у такого вагона перед другими типами подвижного состава?

– Специализированный двухэтажный палетный вагон обладает увеличенной вместимостью 105 палет. Это в 2,8 раза больше, чем вмещается в обычный крытый вагон, и в 3,2 раза больше, чем перевозит еврофура. Погрузка-разгрузка выполняется сразу с двух сторон, а сдвижные-прижимные двери открывают доступ к палетам по всей длине вагона без заезда погрузчика вовнутрь.

Время погрузки-разгрузки вагона в итоге значительно сокращается. Кузов и двери вагона выполнены из алюминиевых сплавов, что обеспечивает ему высокую весовую эффективность: вес тары – 30 тонн. Современные сварные длиннобазные тележки с буксовым подвешиванием рассчитаны на максимальную скорость 140 км/ч. Концепция безотцепочного ремонта позволяет одновременно с погрузкой-разгрузкой выполнять текущий ремонт.

– Что собой представляет палетно-логистический терминал?

– Это грандиозное инженерное сооружение. Площадь терминала в зависимости от грузооборота может составлять от 30 до 45 тыс. кв. м. Терминал предназначен для транзитного складирования и эффективной перевалки грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом (до 1,2 тыс. палет в час). При этом около 40% составляет прямая перевалка "с колес на колеса". Общее время на погрузку-разгрузку, то есть разворот поезда в обратный рейс, – 4 часа. Для обеспечения ритмичной работы палетно-логистический терминал должен иметь собственную станцию, железнодорожную петлю для разворота поезда, примыкающую четырехполосную автодорогу с выходом на федеральную или окружную автотрассу.

– Третье инновационное решение – новые принципы движения. О чем здесь идет речь?

– Движение по пассажирским "ниткам" графика, отправление по расписанию (ежедневно или через день), постоянное поездное формирование (22 вагона). Только представьте, доставка "от двери до двери", например из Москвы в Екатеринбург, будет занимать всего 2 суток, в Новосибирск – 3,5 суток, в Хабаровск – 7 суток.

– Почему, если убрать одно звено, посыплется весь проект?

– Палетный вагон за счет повышенной вместимости обеспечивает требуемую операционную экономику перевозки.

Чтобы доставить груз непосредственно грузополучателю, вагон нужно перегрузить на автотранспорт. И перегрузить достаточно быстро и недорого. Как это сделать без специализированного терминала? Движение по пассажирским "ниткам" дает точное соблюдение расписания и требуемые сроки доставки. Быстрая перевалка и движение по пассажирским "ниткам" совокупно обеспечивают годовой пробег вагонного парка в рекордные 400–450 тыс. км. Круг замкнулся.

– Поскольку около половины контейнеров во внутрироссийских перевозках загружаются палетами, целесообразно сравнить контейнерные и специализированные палетные форматы перевозок. Какой формат лучше?

– Рассмотрим 80-футовую платформу как наиболее близкую к палетному вагону по своим весогабаритным характеристикам.

Два 40-футовых контейнера вмещают в среднем 48 палет. Это в 2,2 раза меньше, чем в палетном вагоне, а вес тары в расчете на один палет в 2,4 раза больше. Это неудивительно, ведь контейнер разработан как тара для морских перевозок, многоярусного складирования и не оптимизирован под загрузку палет. Для успешной конкуренции с другими видами транспорта нам надо развивать свои современные форматы грузоперевозок.

– В каком состоянии проект находится сейчас? Что уже сделано, а что еще предстоит сделать?

– Благодаря координирующей роли Департамента технической политики ОАО "РЖД" проект успешно развивается. Разработаны и утверждены технические требования к специализированным грузовым вагонам для перевозки грузов на палетах. Концепция палетных перевозок была одобрена на заседании научно-технического совета ОАО "РЖД". Проведен тщательный анализ рынка автоперевозок, отобраны пилотные маршруты. До конца года будет разработан эскизный проект палетно-логистического терминала и подготовлено технико-экономическое обоснование тарифа для палетных перевозок. В следующем году, я надеюсь, мы уже увидим опытный образец палетного вагона, а в 2022-м отправится первый палетный поезд.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.07.2020