20-04-17 / 2017
Новости отрасли
Поезд легкий, зато доходный

В первом квартале на сети было погружено 305,1 млн тонн различных грузов, что на 3,8 превышает прошлогодний уровень. План погрузки выполнен практически на всех дорогах, кроме Юго-Восточной. Высокими темпами прирастал и грузооборот.

В этом году на железные дороги удалось привлечь дополнительные объемы не только массовых, но и дорогостоящих грузов. С учетом пробега порожних вагонов этот показатель в марте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 8,1%, а по итогам первого квартала – на 7,1%. И это во многом связано с тем, что росли преимущественно перевозки грузов на экспорт. Соответственно, продолжилось увеличение и их средней дальности наряду с ростом грузопотоков в адрес российских портов.

Наибольший прирост грузооборота в январе – марте к уровню прошлого года достигнут на Московской (+16%), Южно-Уральской (+14%), Калининградской (+13%), Горьковской (+12%), Западно-Сибирской (+12%), Куйбышевской (+11%), Забайкальской (+10%) дорогах.

В первом квартале опережающими темпами по-прежнему увеличивалась погрузка грузов 1-го класса (+4,8%), и в первую очередь за счет перевозки угля, которого погружено на 9,2%, или на 7,7 млн тонн больше, чем в прошлом году. Спрос на это топливо на мировых рынках по-прежнему растет. Причем погрузка угля, как и его выгрузка, увеличивается на всех трех припортовых дорогах. Так, в марте погрузка угля на станцию Лужская Октябрьской дороги выросла в 1,5 раза, на Новороссийск Северо-Кавказской дороги – в 1,9 раза. На Дальневосточной магистрали выгрузка этого вида топлива заметно увеличилась на таких станциях, как Находка-Восточная, Находка, Мыс-Чуркин, и других.

Причем спрос на российский энергетический уголь вырос даже на рынке Польши, где за последние пять лет его доля сократилась в два раза. Это, в свою очередь, сказалось и на росте (более чем на 40%) транзитного потока угля через Калининградскую дорогу. Силами местной Дирекции по управлению терминально-складским комплексом там скоро запустят оборудование по перегрузке этого массового груза в вагоны западноевропейской колеи. Как отметили на Калининградской дороге, этот проект является значимым не только для российских железных дорог, но и для грузоотправителей – отечественных угольных компаний, поскольку позволяет значительно снизить их издержки, связанные с транспортировкой данного вида продукции.

Помимо угля в числе других массовых номенклатур 1-го класса отметим рост в первом квартале и лесных грузов (+3,9%), а вот железная руда сохранила свою прошлогоднюю позицию. Снизились перевозки строительных грузов и цемента – соответственно на 3,2% и 2,3%. Однако, по данным ЦФТО, в этом году можно все же рассчитывать на изменение динамики погрузки строительных грузов, это связано с реализацией крупных инфраструктурных проектов дорожного хозяйства, дальнейшим развитием Московского транспортного узла, увеличением объемов строительства и реконструкции региональных автодорог.

В первом квартале выросла погрузка и более доходных грузов 2-го и 3-го тарифных классов, соответственно на 2% и на 3,6%. Из грузов 2-го класса отметим заметный рост грузов в контейнерах (+14,6%) при незначительном снижении нефти на 0,2%. Из номенклатур 3-го класса наибольшая положительная динамика у металлолома – свыше 21%, черные металлы приросли лишь на 0,4%, а вот машины и оборудование упали на 23,3%.

В разрезе дорог наибольшие темпы прироста погрузки по итогам первого квартала продемонстрировали Северо-Кавказская, Приволжская, Западно-Сибирская, Красноярская магистрали. Прошлогодние объемы превышены также на Куйбышевской, Свердловской, Восточно-Сибирской и Забайкальской дорогах.

По итогам марта отметим Калининградскую дорогу, где количество отправленного тоннажа грузов по сравнению с прошлогодним выросло на 11,3%, увеличился и транзит. Там сообщили, что увеличению объемов перевозок способствовал конструктивный диалог с администрациями соседних магистралей, в результате чего удалось добиться заметного снижения уровня действующих тарифов на транзитные грузы. По целому ряду номенклатур от дороги поступили выгодные коммерческие предложения потенциальным грузовладельцам. Как результат, объемы перевозок транзитных грузов в контейнерах за первый квартал выросли в два раза, строительной номенклатуры – почти в 1,5 раза.

С начала года на сети росли не только объемные, но и качественные показатели использования подвижного состава, по всем из них выполнено и установленное задание. Так, участковая скорость за три месяца составила 43,3 км/ч, что выше задания на 0,6 км/ч, среднесуточная производительность локомотива – 2 млн 191 тыс. ткм брутто (+1,4% к плану), средний вес поезда – 4032 тонны (+0,7% к плану). Правда, задание по среднему весу поезда не удалось выполнить лишь на той же Калининградской дороге. Снижение среднего веса поезда там было обусловлено в том числе двухкратным ростом грузовых отправок на западноевропейскую колею, где нормы веса и длины поездов вдвое ниже тех, что действуют на сети РЖД. Кроме того, на ухудшение данного показателя повлияло увеличение погрузки легковесных грузов, таких как автомобили (+51%) и грузы в контейнерах. При этом положительная динамика погрузки легковесных высокодоходных грузов обеспечила и значительный прирост выручки.

То же самое можно сказать и о Юго-Восточной дороге, которой, как отмечалось выше, не удалось справиться с планом погрузки. Однако увеличение предъявления к отгрузке высокодоходных грузов 3-го класса и там позволило выполнить задание по начисленной выручке за грузовые перевозки. Кстати, удалось на дороге улучшить и качественные показатели работы. Так, за первый квартал надежность доставки груженых и порожних отправок увеличена к 2016 году на 1,7 процентного пункта и составила 99,4%, а в местном сообщении – 99,6%, заметно выросла и маршрутная скорость груженых маршрутов всех категорий. В итоге сумма претензионных требований со стороны клиентов к дороге снижена на 55%.

В целом же по сети скорость доставки груженой отправки составила 409 км/сут. с ростом на 5 км/сут. к 2016 году при задании на год 380 км/сут. Доля груженых отправок, доставленных в нормативный срок, составила 97,6% с увеличением на 0,4 процентного пункта к аналогичному периоду прошлого года (задание 95,5%).

В заключение остановимся на итогах работы в первом квартале пассажирского комплекса. Отметим существенный рост – более чем на 10% – объема пассажирских перевозок, что произошло в основном за счет пригородного сообщения. Что касается пассажирооборота, то он также преимущественно рос в секторе работы пригородных компаний.

Отметим рост этого показателя на той же Калининградской дороге, в том числе в дальнем следовании на 5%. И это не случайно. В самом западном регионе страны продолжается планомерное повышение комфорта и качества услуг, предоставляемых пассажирам. Время в пути следования там удается сократить за счет повышения скоростей и проведения пограничного и таможенного контроля во время движения. Эта работа проводится при поддержке Федеральной пассажирской компании и правительства области совместно с Литовской, Белорусской и Латвийской дорогами в рамках специально созданных рабочих групп. Ведется работа и по сокращению времени в пути следования поезда Калининград – Санкт-Петербург за счет возврата к прежнему маршруту следования через территорию Латвии по кратчайшему из возможных путей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.04.2017